Золотое кольцо Томской области: тест-драйв
Первый туристический маршрут, который соединяет семь районов области, запустило томское отделение Русского географического общества.
Рабочее название тура — «Окно в Сибирь: золотое кольцо Томской области». За три дня и две ночи туристы проезжают 1250 километров на север области, чтобы познакомиться с малыми народностями — селькупами, хантами, потомкам кулайцев, искупаться в горячем источнике, увидеть дом, где жил Сталин. Заплатить за тур придется около 8 тысяч рублей, с учетом транспорта, проживания, питания это практически себестоимость.
Первыми в тур отправились журналисты. Действительно ли Томская область может стать альтернативой более популярным туристическим местам? Готовы ли районы томской области принимать гостей и есть ли на что там смотреть? Мы расскажем о самых интересных точках маршрута.
Маршрут по «Золотому кольцу» выглядел так: Краеведческий музей в селе Мельниково, женский монастырь в Могочино, церковь в Тогуре, музей в Колпашеве, географический центр томской области в селе Инкино, музей политической ссылки и краеведческий музей в Нарыме, представительница хантов в Каргаске, краеведческий музей и гора Кулайка в Подгорном, казачья станица “Братина” в Кривошеино.
Так вышло, что в первый день мы побывали в монастыре и трех церквях, во второй - встречались с главами районов и увидели место ссылки Иосифа Сталина, а в третий — встретились с представителями коренных народов области. Поэтому вспомнилась формула графа Уварова «Православие. Самодержавие. Народность».
Часть 1. Православие
Путь в Могочинский монастырь ведет через Обь. По правилам безопасности водитель автобуса прежде чем переправиться по льду высаживает пассажиров. Вынужденная прогулка — возможность размяться после 3,5 часов в автобусе и посмотреть на прозрачный, с глубокими трещинами лед, почти как на Байкале. В следующие два дня мы будем «проходить» через реку не меньше 10 раз.
Могочинский монастырь, построенный в 1989 году паломниками-добровольцами, выглядит как небольшая крепость, отгородившаяся от деревни трехметровой кирпичной стеной. Сейчас здесь живут около 50 монахинь, примерно 50 детей учатся в монастырской школе. Двери монастырской «крепости» не закрываются с 6 утра до полуночи: не проходит и десяти минут, чтобы к монастырю не подъехала машина. Сюда приезжают на дорогих джипах и в дорогих шубах и приходят пешком в валенках с заплатками. Здесь каждый день можно исповедаться, потому что каждый день десятками приезжают паломники. Одни остаются помогать по хозяйству, другие проводят весь день в молитве в храме, как этот пожилой мужчина в сандалиях на босу ногу. Он читает молитвослов и не общается ни с кем.
Многие из тех, кто остаются при монастыре, вышли из тюрьмы, зависимы от алкоголя или наркотиков. Но путь в монастырь у каждого свой.
Ирина живет в монастыре уже несколько лет, вместе со своей дочкой — 10-летней Таней. Таня учится в школе при монастыре, по вечерам ходит петь в хоре, а вместо гаджетов и компьютера у нее — книжка про жития святой Ксении Петербуржской. Мать Тани приехала в Могочино из Северска, оставив работу, квартиру. Здесь живет в гостинице, которая представляет собой деревянный дом с тремя комнатами и с двухэтажными койками, как в общежитиях. Здесь Ирина выполняет послушание: колет дрова, чистит дорожки, носит воду из колодца. Ирина развелась со своим мужем после венчания, а это, по христианским канонам, тяжкий грех. Она будет жить при монастыре, пока батюшка архимандрит Иоанн и матушка — игуменья Ирина — не простят ее.
Со стен могочинского храма смотрят образы ангелов и святых. Их автор работает в маленьком домике по соседству с монастырем. Здесь расположилась студия станковой живописи. Художник, преподаватель и иконописец Юрий Водзинский сам уже не знает, что из этого работа, а что — послушание. Во времена СССР он работал как художник и рекламщик, но в 94-м стал учиться иконописи.
Все росписи я делаю в реалистической манере иконописной иконы. В советское время старая школа иконописи была почти утеряна, но реставратор монахиня Иулиания воссоздала традицию на основе того, как писали иконы древние мастера, Андрей Рублев. Я учился именно в этой традиции.
Юрий Водзинский живет при монастыре 20 лет и бесплатно пишет иконостасы для храмов Томска и области. Он создал Иконостас в храме Святого Николая (Томск), в храме Покрова Божьей Матери, в Молчановском районе в Преображенском храме, иконостас в Успенской церкви и иконостас в селе Гореловка церкви Царских мучеников.
Иерей Алексей Постников служит в родном для себя храме — в селе Тогур. Через два года храму исполнится 200 лет. Когда-то строили его на народные деньги. В этой самой древней каменной церкви севера Томской области сохранились некоторые иконы конца позапрошлого века.
С 1920 по 1946 года храм не действовал, но жителям села удалось вынести некоторые иконы и спрятать их у себя, — рассказывает Алексей Постников, показывая черно-белые снимки, на которых люди стоят у ворот храма. Даже когда это было запрещено, они приходили к дверям церкви, чтобы помолиться.
Часть 2. Самодержавие.
Двигаемся на север области. Чем дальше, тем угрюмее и скромнее природа: тайга сменяется редколесьем из неровных и тонких деревьев. Морозы до минус 50 — одна из причин, почему пункт нашего назначения — село Нарым — стало местом политической ссылки.
Узкая некрашеная кровать, еловый сундук — две вещи, которые остались от Иосифа Джугашвили со времен его ссылки в село Нарым. 38 дней он прожил в доме жительницы Нарыма Ефросиньи Алексеевой.
Алексеева овдовела, жить на что-то надо было, и она брала на постой 3-4 ссыльных, — рассказывает сотрудник музея политической ссылки Павел Ковриков, — Сталин относился к привилегированным ссыльным, которые ни к каким работам не привлекались и получали жалование в 12 рублей, это довольно много по тем временам. По воспоминаниям Алексеевой, Сталин все время молчал и выходил на улицу только покурить.
1 сентября пристав пришел к Алексеевой делать привычный обход и обнаружил, что одного ссыльного не хватает. Это был Джугашвили. При помощи местного жителя Якова Алексеева он добрался до парохода, уходившего в сторону Каргаска. Михаил Надеждин, товарищ Сталина, сказал, что тот отправился к друзьям в Колпашево, пустив тем самым полицию по ложному следу.
А позже, в начале 30-х Сталин отправил в место своей сибирской ссылки больше 500 тысяч человек. Около 4000 человек было расстреляно. Чтобы скрыть следы преступления, по постановлению НКВД на берегу Оби вырыли яму, в которую сбрасывали тела погибших. Возможно, никто бы не узнал об этом захоронении, если бы в 1979 году весенний паводок не подмыл берег Оби, и останки бы не всплыли.
Было принято решение уничтожить останки. Для этого в реку отправили пароходы, которые размывали берег винтами. Ниже по течению трупы отлавливали, топили или размалывали винтами. Так получилось, что люди, погибшие во время репрессий, стали дважды убитыми, — рассказывает сотрудница колпашевского краеведческого музея Ольга Титова.
Часть 3. Народность
В мастерской Анатолия Галайды из села Инкино, которое является географическим центром области, можно увидеть глухарей, медведей, лосей, оленей — и все из дерева. В небольшом помещении, где вкусно пахнет стружкой кедра, есть даже персонаж известного фильма, участковый Анискин — эта работа Галайды победила в прошлом году на конкурсе «Праздник топора». Анатолий выигрывал в конкурсе не один раз, но другие его деревянные скульптуры давно нашли новых хозяев: одна стоит на даче у губернатора Сергея Жвачкина , другая — в парке «Околица» в селе Зоркальцево. Дети и внуки мастера тоже умеют работать с деревом.
Сейчас учеников у меня нет, может, и хотят, но не могут, потому что все-таки способности надо иметь, — объясняет Галайда, — Я когда чурку вижу, сразу представляю, что могу из нее вырезать. Вот, например, было дерево с сучком, и из сучка я сделал руку Анискину.
Перед гостями Галайда заметно смущается:
— Не сказать, что я готов к туристам. Рассказать-то о своей работе я могу. Но мне предлагали сувениры делать, а я ведь скульптор, маленькими работами обычно не занимаюсь, а большого медведя или лавку турист с собой не повезет. Есть идея — делать поделки из капа (так называют наросты на стволах деревьев) , но это материал дорогой, искать его сложно, и работа трудоемкая, стоить будет такой сувенир довольно дорого.
Традиции, которые не сохранили: селькупы
В Нарыме нас встречают представители малочисленного народа Севера — южных селькупов. Сейчас в мире их всего 4 тысячи.
Исторически селькупы были отличными охотниками и рыболовами. Даже муку делали из толченой рыбы: она называлась порса.
Мой отец был охотником знатным и запасливым, — рассказывает селькупка Людмила Шадрина, — Он рано умер, и я помню, что, когда мне было 10 лет, мы еще доставали с чердака вяленую рыбу, которую он сделал, когда мне было пять лет. К сожалению, он не успел передать мне знание языка, культуры, и я это не сохранила
Ирина Люйфуми знает несколько пословиц, загадок и песен на селькупском и может вязать традиционным для них способом — одной иглой. Ирина хотела бы выучить язык, но учебник существует только по северному диалекту, а в Нарыме живут представители южного. Сегодня в Томской области остался только один носитель селькупского языка, который владеет его лексикой, грамматикой в совершенстве — основатель районного общества коренных народов севера Ирина Коробейникова. Но живет Ирина в селе Парабель, куда ходит два автобуса в день, и ездить к ней часто, чтобы изучать язык, для селькупов Нарыма нереально.
Особенности кулайской национальной охоты
Одна из версий происхождения селькупов — что пошли они от кулайцев. По крайней мере, именно с селькупского переводится название Кулайка - «гора духов». Гора духов расположена в селе Подгорном, куда мы отправляемся в третий день нашего путешествия. Здесь почти сто лет назад нашли клад со множеством бронзовых фигурок — людей, птиц, животных (чаще всего лосей).
Еще один артефакт, который нашли ученые, — это изображение руки, - считалось, что это оберег, который символизирует руку врага, — рассказывает руководитель подгорненского краеведческого музея Зинаида Решетникова во время экскурсии.
Из музея мы отправляемся к горе Кулайке и попадаем на праздник медведя — так называли обряд убийства этого животного. Поляна заполнена людьми в этнических костюмах, горят костры, ритмично бьют барабаны.
У кулайцев были свои особенности охоты: во время охоты они не обращались друг к другу по имени, после убийства обязательно проводили обряд очищения.
Если добывали самку медведя, ее голову украшали бисерной повязкой, закрывали платком. Для самца изготовляли маленький лук и стрелы.
Кулайцы считали, что человек после смерти перевоплощался в медведя, поэтому к нему было особенное отношение.
Постановку праздника подгорненский отдел культуры успел подготовить к приезду туристов за четыре дня: в интернете нашли сценарий, поставили танцы, связались с местными охотниками, попросив у них шкуры животных для антуража.
— Сейчас это пока самодеятельность. Но туризм — это бизнес, и если работа будет поставлена на поток, это должно будет как-то оплачиваться. Сегодня потока нет, но, например, к нам два раза в году приезжают словенцы, которые отдыхают неподалеку в Чажемто. Я не думаю, что туризм привлечет большие ресурсы, но для узнавания нашего села это важно, — говорит Юрий Третьяков, начальник отдела культуры Чаинского района.
— Скажите, а что здесь действительно от кулайской культуры?
— Ну, если честно, то ничего. Никто ведь точно не знает, как они выглядели, поэтому приходится фантазировать. Но праздник медведя у них точно был.
Во многом развитие туризма в регионах зависит от глав поселений и районов. У каждого свои планы и проблемы. Так, например, в Молчановском районе есть стабильный приток туристов за счет монастыря, но он живет своей автономной жизнью и не подчиняется администрации района. В других местах, популярных для посещения, например, Нарыме, нет ни одной гостиницы, и это во многом тормозит развитие туризма. И хотя местные жители готовы принимать у себя приезжих, на поток такие поездки все равно не поставить, а решить вопрос с гостиницей может только администрация. Другая ситуация в Каргаске: в самом селе с размещением большие проблемы, но вокруг есть множество заимок для охотников, рыболовов. Андрей Ащеулов, глава Каргасокского района, хочет предложить предпринимателям легализовать свой бизнес и объединиться в один туристический хаб, администрация в свою очередь готова помочь с дорогами, оформлением земельных участков. Согласятся ли на это предприниматели, у которых уже есть сформированный поток туристов, — неизвестно.
Что нужно знать, если вы собираетесь путешествовать по Золотому кольцу: дорога, еда, проживание.
Логистика
С одной стороны, автобусные туры привычны для российских туристов как способ путешествовать по Европе: так можно недорого и быстро объехать большое количество достопримечательностей. С другой, если в европейских странах расстояние между туристическими объектами может быть всего сотня километров, то в Сибири оно увеличивается в 2-3 раза. Еще одна логистическая проблема — переход через реку. Мостов-то нет. Переправы, которые мы переходили пешком по льду, летом надо преодолевать на пароме. А это дополнительное время: паром ходит в лучшем случае каждый час, а иногда два раза в день, как в Нарыме. К тому же в некоторых местах ходит не паром, а катер на 8-10 мест, которые чаще всего заняты местными жителями.
Мы этим туром даем возможность людям, которые не знают, что такое Сибирь как исторический, географический регион, открыть его для себя. А получилось, что мы не готовый продукт потребляли, а принимали участие в разработке продукта, — говорит одна из участниц тура, заведующая учебно-образовательным отделом краеведческого музея Томска Татьяна Иванова. — Обычно сначала прорабатывается концепция маршрута, а потом под нее подбираются объекты. Здесь же критерием точки маршрута иногда становилось место, где можно сделать санитарную остановку. Но несмотря на какие-то недостатки, у меня картинка Томской области во многом начала складываться.
Проживание
Две ночевки во время тура отличались диаметрально.
Первую ночь мы провели в Колпашеве, в гостинице рядом со взлетной полосой аэропорта, который сегодня уже не работает. В Колпашеве гостиница ничем не отличается от городской, с вайфаем, белоснежными полотенцами и обогревателем, хотя в номере итак тепло. Если туристическая группа небольшая, вас накормят прямо в гостинице за одним большим столом, кроме того, в холле висит список из кафе и столовых Колпашево. Напротив некоторых ручкой приписано «вкусно». А вот Каргасок не порадовал: один душ и унитаз на все номера, нет горячей воды и зеркал в номере, а чтобы попасть в общий душ, нужно спуститься на этаж и попросить ключ у охранника.
Еда
Голодным ты не останешься — это точно. В могочинском монастыре кухня постная, но даже простую гречку и суп без мяса приготовят вкусно и накормят бесплатно всех желающих. В Каргаске можно попробовать сибирские блюда вроде пельменей с олениной или лосятиной, казаки в «Братине» угостят картошкой со смальцем, казачьим гуляшом (для его приготовления сначала отваривается картошка, потом на картофельном отваре варится пшенная каша с мясом и маслом), травяным чаем. В Молчанове музей, куда приводят туристов, скооперировался с местным колледжем пищевой промышленности, и угощает посетителей пирогами, имбирным сбитнем и конфетами из морковки. Нарым кормит ухой и пирогами с рыбой.
Сувениры
Хотя организаторы тура предупредили нас, что стоит взять с собой карманные деньги, они практически не пригодились. С сувенирами на точках туристического маршрута пока сложно. Из Каргаска нужно вести копченого налима, щуку, окуня, в Подгорном туристам предлагают купить хвойный экстракт. В Могочино есть мастерицы, которые занимаются плетением из лозы: делают корзинки и вазы, которые выглядят почти также, как в магазине IKEA, но стоят в несколько раз дешевле.