Промысел не выучить по книгам
Детская школа народных ремёсел, также известная как школа В.Н. Бурчевского, по праву считается визитной карточкой Архангельской области. В большой семье мастеровых ежегодно обучается 465 человек. Как в эпоху Интернета Школе удаётся вызывать интерес у ребят, продвигая народные традиции, и возможно ли овладеть мастерством онлайн, – об этом и не только беседуем с директором учреждения Ириной Владимировной Огородник.
Прикоснуться к материалу
– Целый месяц, с 15 по 17 ноября, у вас проходили мастер-классы для желающих. Какие ремёсла вы показывали на них?
– Наша школа традиционно сохраняет и развивает 12 видов ремёсел в Архангельске. Дополнительные представлены в 28 наших областных творческих мастерских. Мы показывали резьбу по дереву, плетение из соснового корня и бересты, северную вышивку, узорное вязание, лоскутное шитье, каргопольскую игрушку, гончарное дело, северную роспись по дереву. А если говорить про область, то там прошли мастер-классы по плетению из ивы (Коношский район), северной росписи (Северодвинск) и каргопольской игрушке (Каргополь).
– Давно практикуете мастер-классы?
– Мы по праву можем считать себя законодателями в этой области. Само понятие «мастер-класс» идёт от Детской школы ремёсел. Выставки 1995 года не предполагали этого формата, но уже с конца 1990-х годов он был создан. Кто-то может со мной поспорить, но я историк нашей школы в некотором роде и могу сказать, что к этой форме мы пришли в 1997 году.
– А почему вообще решили внедрить такой формат?
– Во время проведения экскурсий по учреждению мы начали понимать, что люди не просто хотят подержать готовое изделие в руках, а прикоснуться к материалу, понять его особенность, специфику. Сейчас каждое направление по народным ремёслам разрабатывает мастер-классы. На них могут записаться все желающие. Исключение – резьба по дереву. Во-первых, потому что это травмоопасно, во-вторых, должны быть подготовленные руки. В основном мы проводим демонстрационные мастер-классы, например изготовление традиционной щепной птицы. А самим ремеслам можно обучиться только на курсах.
Востребованы и в Армении
– Как вы популяризируете Школу народных ремёсел в эпоху Интернета?
– Наши партнёры помогают размещать информацию на сайтах и в социальных сетях. Все знаковые события появляются на платформе администрации области. Мы сотрудничаем с учреждениями образования и культуры Санкт-Петербурга и Москвы. В Белоруссии нас поддерживает Государственное учреждение «Культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо города Витебска", где состоялись три выставки Школы за последние пять лет, есть партнёр в Армении Вайоц-дзорская областная средняя школа №2 с. Малишка им. М.В. Ломоносова. Ну и, конечно, образовательные и культурные учреждения региона: САФУ, Архангельский колледж культуры и искусства, Архангельский педагогический колледж, Дом народного творчества. Все областные творческие мастерские также репостят наши новости. Для небольшого учреждения это достаточно много.
– Как думаете, есть ли те, кто не знает про Школу ремёсел?
– Есть те, кто не знает, что такое школа Бурчевского. Но, думаю, 70 процентов взрослого населения знают о ней. У нас 465 человек учится ежегодно, ученики друзьям рассказывают. Мы востребованы и актуальны ничуть не меньше, чем студии и творческие проекты, развивающие современные направления.
Когда теряется живая связь
– На какие направления ребята идут учиться охотнее всего?
– Гончарное дело, каргопольская игрушка, северное ткачество, плетение из бересты и резьба по дереву. Есть ряд объяснений: промысел холмогорской резьбы по кости развивался как вид народного искусства. Умение рисовать там необходимо обязательно. Плетение из соснового корня тоже очень трудоёмкий процесс, и если каргопольскую игрушку можно слепить при определенных умениях и навыках за неделю, то на выполнения одного изделия из корня уходит полгода. Изделия, выполненные с северными народными росписями, несомненно, относятся к разделу декоративно-прикладного искусства. Тут ты должен быть и художником, и ремесленником. Северная вышивка – долгий кропотливый труд, умение создавать преемственность в выполнении изделия. Дети хотят достигать результатов быстро. А на таких направлениях нужно работать дольше и возраст обучающихся начинается в основном с 11 лет.
– А как вы относитесь к дистанционному обучению? Возможно ли обучить народным промыслам онлайн?
– Крайне сложно. Ремесло – оно живое, передаётся из рук в руки. Тут тонкости, хитрости. Цвет ты не увидишь на экране таким, какой он есть в жизни. Невозможно ремесло изучить досконально и полноценно по книгам. Всего добиваешься через каждодневный труд и контроль педагога. Дети в дополнительное образование идут, чтобы раскрыть свои творческие струнки, характер, преодолеть себя. А как дистанционно можно это делать? Детям нужно живое общение. Дистант – потеря связи и преемствености.
По модели поморской семьи
– Какие способы вы применяете, чтобы сблизить ребят?
– У нас занимаются разновозрастные учащиеся от 8 до 18. Старшие чему-то учат младших. А они стараются подражать старшим. Это всегда было в поморской семье. Китай многие аспекты нашего прошлого взял на вооружение: у них разновозрастные отряды по пению, по игре в футбол и так далее. В Швеции и Норвегии начинается день с урока музыки, когда все школьники собираются в зале и вместе поют песни. Таким образом маленькие школы создают ощущение общности. Даже если была бы возможность разделить ребят по группам, мы бы этого не сделали.
– Думали ли вы над сокращением направлений творческих мастерских по народным ремёслам или, наоборот, добавлением новых?
– Новое ввести пытались: фольклорный коллектив. Но опять же встал вопрос помещения, оборудования, ставки педагога. Для себя я поняла, что мы можем прожить и без этого, у нас много партнёров. Кузнечное дело хотелось бы организовать, но по СанПиНу никак, бондарное – тоже, нет помещения. Набойка связана с химической препараторами, детей туда не допустить. Всё время хотим открыть мастерскую народного костюма, но не можем педагога-мастера подобрать. Хотя начали заниматься этим направлением, уже есть порядка десяти комплектов народных костюмов.
Мастеров растим сами
– Как вы находите педагогов - мастеров для преподавания дисциплин? Кто эти люди?
– Изначально здесь работали мастера с предприятия народных промыслов «Беломорские узоры» и коллеги В.Н. Бурчевского из Дворца пионеров. Сам Владимир Николаевич Бурчевский, первый директор Школы, работал в этих учреждениях. А с 2000 года у нас появилась традиция: брать на работу выпускников Школы. Они получают специальное педагогическое образование, а ремесло они уже освоили. На сегодняшний день выпускники выпускников уже работают.
С 2016 года мы инициировали вместе с Министерством образования Архангельской области и с Владимиром Бурчевским обучение педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству. За пять лет выпустили 35 человек. Из них педагогическую деятельность избрали порядка 25-ти: они продолжают образование по профилю в Высшей школе, работают во Дворце детско-юношеского творчества Архангельска, в федеральном музее Малые Корелы, Ломоносовском дворце культуры, в учреждениях Плесецкого и Пинежского районоа.
– Как обстоят дела с педагогической направленностью по народным ремеслам?
– В городе этому никто не учит. Хотели с колледжем культуры работать, но у них также нет в стандарте ведение педагогической деятельности. Художественно-педагогический лицей №35 был соединен с Архангельским педколледжем, и направления народных ремёсел утрачены. Такая же история с САФУ, факультет технологии и предпринимательства, который занимался обучением студентов народным ремёслам и промыслам, имел штат специалистов. К сожалению, сейчас это утрачено. Уроки труда переформатированы в уроки технологии и в них постепенно утрачивается региональный компонент в виде ознакомления с народными ремёслами.
Директор должен знать всё
– А сами вы как стали этим заниматься и возглавили Школу?
Я закончила исторический факультет ПГУ (ныне САФУ). Пошла работать в 1993 году не по профессии, в областной научно-методический центр культуры. Больше всего запомнился международный фестиваль «Жемчужина Севера» – был такой бренд. К сожалению, сейчас он не проводится. На него съезжались фольклорные коллективы со всего мира, проходили выставки-ярмарки декоративно-прикладного творчества. Я в двух принимала участие и прониклась духом народной художественной культуры и познакомилась с директором Школы народных ремёсел Владимиром Бурчевским. Затем он меня пригласил попробовать свои силы – проводить экскурсии на первой Пасхальной выставке, организованной в Архангельске на базе школы. После испытаний предложил место методиста-педагога в 1996 году. С тех пор с небольшим перерывом преподавания общественно-политических дисциплин в педагогическом колледже Нарьян-Мара я считаю школу своей семьёй и домом. В 2003 году вернулась в школу и пройдя все ступени от педагога, методиста, заместителя директора по УВР в 2017 году стала преемницей Владимира Николаевича Бурчевского. Сейчас он возглавляет Попечительский совет Школы.
– Этот опыт полезен сейчас, когда вы уже в роли руководителя?
– Он просто необходим. Может, есть одарённые люди, которые могут сразу многое, но когда ты прожил частичку жизни в каждой должности, понимаешь её особенности. Понимаешь, что такое быть педагогом и как вести документацию, как работать с учащимися. Был завучем по УВР – значит, уже административный ресурс наработал, партнёрские связи. Должность директора многогранна: он должен знать фактически всё и только собственный опыт даст полноту знаний и умений.
Каждое изделие – это история
– С какими документами выпускаются из Школы народных ремёсел?
– Ребята получают сертификаты, справки об обучении, свидетельства званий: подмастерье, мастеровой, мастер. Владимир Николаевич, создавая Школу опирался на народную педагогику в котором был опыт передачи ремесла от Мастера к подмастерью, это стало частью нашей истории и бренда – пошаговое присвоение званий подмастерье, мастеровой, мастер.
– Что сейчас происходит со спросом на народные ремёсла? Высоко ли ценится труд мастеров?
– Спрос есть всегда. Он будет повсеместно. Каждый педагог имеет заказы. Яркий пример: Дарья Сергеевна Громова, педагог Детской школы народных ремёсел, вышивала коллекцию платьев «Влюблённые в Каргополь», созданную модельером Николаем Терюхиным. Сейчас часть этой коллекции находится в Музее изобразительных искусств. Изделия народных ремёсел стоят недёшево, это трудозатратный процесс. Изделие – это история. Каждый мастер оценивает свою работу так, как считает нужным.
– А вы пользуетесь ручными работами мастеров?
– У меня у самой есть украшение из корня и кости. Я считаю, что кость – визитная карточка Архангельской области. Кость востребована. Приветствую идею носить наши народные стилизованные костюмы на праздники. Мир без ручных индивидуальных изделий народных ремёсел и промыслов потеряет самобытность, уникальность, связь времён.
Валерия Державина
Фото автора и из архива Детской школы народных ремёсел
05.12.2021