"Роза, роща, рот, перо". Два дня с детьми трудовых мигрантов

"Роза, роща, рот, перо". Два дня с детьми трудовых мигрантов

Некоммерческая организация «Дети Петербурга» работает с 2012 года. Большинство ее воспитанников – дети трудовых мигрантов из Центральной Азии: Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Волонтеры учат их русскому языку, помогают подготовиться к поступлению в школу и сдать экзамены. Несколько раз в месяц ученики и учителя вместе посещают музеи и театры, а на каникулах отдыхают в языковых лагерях. Полина Колосова провела с «Детьми Петербурга» два дня и рассказывает о том, как учат детей мигрантов в северной столице.

День нулевой. Введение

Россия впускает огромное количество трудовых мигрантов из стран бывшего СССР на свою территорию. Вряд ли миграционная политика удержалась бы на одной братской солидарности. Впускает – значит государству это выгодно.

При этом массовая российская школа не может предложить хороших программ по адаптации детей мигрантов. В общеобразовательных учреждениях нет специалистов, преподающих русский язык как иностранный. Зато есть исключение инофонов из общества из-за социокультурного барьера и вытекающего из него ощущения одиночества. Российский ребенок тоже чувствовал бы себя плохо там, где не считаются с ценностью его личности и принимают за чужого. Есть нежелание массового педагога, затасканного рабочей нагрузкой и бумажной волокитой, уделять ребенку-мигранту дополнительное время.

А еще есть дискриминация, из-за которой детей отказываются брать в школу. Так, весной 2021 года, по данным администрации президента, из 800 000 детей мигрантов в российских школах обучались лишь 140 000. Зачастую никаких формальных причин для отказа принимать ребенка-мигранта в школу нет. Все проистекает из ксенофобии, нежелания школы прослыть «мигрантской» и терять рейтинг из-за детей, которым потребуется время, чтобы освоиться.

До «Детей Петербурга» о трудностях адаптации детей-инофонов в России никто не говорил. И хотя главная их проблема состояла лишь в плохом знании языка при сильной мотивации учиться, в стране не существовало комплексных программ по адаптации детей и подростков из семей мигрантов и беженцев.

«Дети Петербурга» делают то, чем должно заниматься государство – поддерживают, обучают и помогают.

 День первый

I. Знакомство

У «Детей Петербурга» 11 адресов – занятия проходят почти во всех частях города, на площадках районных библиотек. На Садовой, 22 организация занимает две комнаты в Библиотеке национальных литератур. На входе мне объясняют – на занятия прямо по коридору и до упора.

Путь прямо и до упора приводит в небольшой холл. Посредине – вешалки, заполненные детской одеждой, в углу – стол и небольшой диванчик. На столе разложена огромная раскраска с героями книг Достоевского. Вокруг нее толпятся дети с фломастерами, что-то наперебой рассказывая друг другу.

Групп на Садовой две – послабее и посильнее, в зависимости от знания русского языка. В младшей сегодня всего пятеро учеников. Несмотря на то, что занятие уже должно было начаться, педагога все еще нет.

Пока я настраиваю фотоаппарат и ищу удобной уголок, Елена, старший преподаватель, разговаривает с кем-то по телефону. Какие-то проблемы с младшей группой. Всех предупредили, что занятия не будет, но несколько детей все равно пришли.

– Вы можете провести у них урок сегодня? – спрашивает Елена.

Незаметно у меня в руках оказывается игра «Угадай животное» и сказка про Жирафчика и Пандочку. Еленой подробно рассказывает о том, как можно провести импровизированное занятие. В своей практике многое она выстраивает на ассоциациях: «мозг не воспринимает слова – он воспринимает картинки».

Недавно с учениками с помощью мнемотехник она выучили 20 слов за 10 минут. Сначала дети не верили, что у них это получится. Вместе с Еленой они придумали связную историю из коротких предложений, где было задействованы два десятка слов. И хорошо запомнили каждое из них.

С карточками и книжкой в руках также незаметно я оказываюсь в роли учителя, хотя еще пять минут назад сидела на стуле в углу и старалась не привлекать внимание детей, чтобы они не позировали на камеру.

– Все будет хорошо, – подбадривает Елена, уходя к старшей группе.

 

II. Про цирк, волков и черепашек

Самому младшему из моих подопечных девять. Самому старшему – четырнадцать. Румия, Амир и братья-погодки Карам и Акрам приехали из Таджикистана летом. Пятая девочка – Махлиё, переехала из Убекистана всего несколько недель назад.

Мое имя – Полина – дети пробуют на вкус, проговаривая вслух. Братья радуются – другую учительницу тоже зовут Полина. Будет несложно запомнить.

Перебивая друг друга, они рассказывают мне про себя. В Душанбе братья жили возле большого цирка и часто бегали безбилетниками, пока однажды их не поймали и силой не отлучили от нечестной привычки. Жили они с бабушкой. Их родители уехали в Россию четыре года назад.

Дети говорят про свой день и животных, которых любят. Вместе мы играем в зоологическую угадайку. Говорят они с трудом, но очень стараются, чтобы их поняли.

Румие в игре достается волк. Она долго смотрит на карточку, а потом радостно заявляет:

– Это животное любит овец!

– Волк, волк! – тут же угадывают братья.

Когда детям сложно, они смотрят добрыми честными глазами и улыбаются. Мы вспоминаем, как зовут мальчика утку, птицу с красивым большим хвостом и быструю хищную кошку. Махлиё растеряна – она не может описать черепашку, изображенную на доставшейся ей карточке. Девочка выглядит расстроенной. Я тоже чувствую себя растерянной – не понимаю, насколько она понимает меня. Улыбаюсь и глажу ее по плечу.

– Ничего страшного. Мы опишем твое животное вместе.

Когда черепашка наконец оказывается отгаданной, дети просятся почитать книжку.

 

III. Звезды через букву «е»

Читаем вслух. Ту самую – с большим шрифтом, картинками и без занудства. Читаем по кругу – каждому одно предложение. Караму такой расклад не нравится – читать он любит, и каждый раз в свою очередь просить разрешить ему взять как минимум абзац.

Читает: «Жирафчик вытянул шею – его голова прошла сквозь тучи, как сквозь вату, и показались звезды и Луна».

– Звёзды, – поправляю я.

– Нет, правильно все! Написано звезды! – убеждает меня мальчик, показывая пальцем в слово. Не поспоришь. В книге не проставлены точки над буквой ё. Написано действительно звезды.

Через час после начала занятия мы прощаемся. Я возвращаюсь к Елене.

– Дети остались довольны, – заключает она.

День второй

I.

Во второй день я опаздываю – захожу в библиотеку на десять минут позже. Занятия уже начались. Сегодня младшая группа занимается в холле. Сажусь на диван в уголке. Румия и Карам замечают меня и радостно улыбаются.

Сегодня занятие ведет Галия. Она учится на втором курсе факультета свободных наук и искусств СПбГУ. Преподавать детям-мигрантам Галия пошла, по собственному выражению, из-за тяги к корням. Ее мама – узбечка, переехавшая из Таджикистана. Работает в центре Галия на энтузиазме. Пришла в августе, чтобы попробовать – и осталась.

Проходят тему «ванная комната». Дети смотрят на картинки и вместе с учителем проговаривают слова: кран, ванная, зеркало. «Стиральная машина» с первого раза не получается – мягкий звук «л» у всех звучит слишком твердо.

Дети радуются, когда у них получается вспомнить и правильно сказать слова. И очень расстраиваются, когда понимают, о чем идет речь, но не могут вспомнить слово на русском. У Акрама для таких случаев есть офлайн-словарь на телефоне. Об этом он рассказал по секрету.

II. Физкультминутка

Галия прерывает занятие – по плану физкультминутка. Ребята выполняют простые задания – присесть, вытянуть руки вперед, показать части тела или части лица, сделать какое-то действие, например, почистить зубы или умыть лицо. Когда Галия просит показать лоб, дети немного теряются – не могут вспомнить значение слова.

– Сейчас, не говори, пожалуйста, – просит Акрам, и через секунду радостно показывает лоб.

Такая техника помогает быстро связывать язык с чем-то материальным, понятным и знакомым.

В соседней старшей группе в этот момент тоже работают с ассоциациями – только звуковыми. Из-за закрытой двери раздается зычное: «Ро – ро – ро – ро – роза, роща, рот, перо». Я иду посмотреть. Карам отпрашивается и идет за мной. В приоткрытой двери кабинета остается торчать его любопытное лицо. Когда я наставляю на него камеру, Карам смеется и убегает.

 

III. Про сложности

Летом, рассказывает Галия, занятия вели по двое. Половину один педагог, оставшуюся – другой. Одному работать сложнее – за полтора часа сильно выматываешься. Поэтому «Дети Петербурга» постоянно находятся в поиске новых волонтеров.

Самое сложное в занятиях, по словам Галии, изменчивость состава групп. Сейчас на занятиях нет почти никого из тех, кто был в августе и сентябре. Многие перестают ходить из-за того, что детей нужно отвозить на курс и забирать. Выпустить на улицу ребенка, не знающего язык и не разбирающегося в большом городе, родители боятся. Получается замкнутый круг. Взрослые работают. Ребенок не выходит из дома, потому что не знает язык. Но узнать он его не может, потому что сидит дома, а не ходит на занятия.

Для педагога, как и для ребенка, важнее всего видеть прогресс. Если ученик никак не продвигается в изучении языка, то руки опускаются и у него, и у волонтера.

Курсы – это скорее вспомогательная история. Если ученик говорит на русском только на занятии, а потом приходит домой и снова вливается в привычную ему языковую среду, прогресса придется ждать долго. Многое зависит в том числе и от желания родителей адаптировать ребенка – говорить с ним, смотреть вместе мультфильмы, читать книги и учить русские слова. Что-то можно объяснить на правилах и ассоциациях, но без активного употребления русский язык понять сложно. В таджикском, например, нет такого понятия, как род слова. Понять, чем мужской род отличается от женского, невозможно без практики.

Почти за десять лет работы проекта на его занятиях побывало больше 1900 детей. «Дети Петербурга» дали им возможность развиваться в безопасной и комфортной обстановке. И продолжают это делать.

 

IV. Бесплатно и доступно для всех

Все занятия и мероприятия «Детей Петербурга» бесплатны и открыты для посещения детьми любой национальности. Проект оказывает информационную поддержку по вопросам устройства ребенка в школу, медицинской или социальной помощи, выхода из кризисных ситуаций и не только.

Также «Дети Петербурга» ищут волонтеров, которые будут готовы в малых группах заниматься с детьми русским языком, математикой, английским, предшкольной подготовкой, регулярно один или два раза в неделю. Перед тем, как начать вести занятия самостоятельно, новые педагоги посещают уже проводимые и обсуждают планы уроков для своей группы с координаторами.

Записаться на занятия, получить консультацию

 

Стать волонтером

Поддержать финансово

 

Полина Колосова

Фото автора

5.12.2021