Граффити на бересте и песок с набережной

Граффити на бересте и песок с набережной

Культура — обширное понятие, включающее в себя обычаи и традиции разных стран, языки, блюда, одежду, вещи, сделанные своими руками. Но не всякая культура до сих пор принята обществом. Одним из таких примеров является граффити.

 

Удивить зрителя

Об этом – выставка «Поморский райтер», открывшаяся в Гостиных Дворах. Воронежский художник-граффитист Ян Посадский создавал её при участии местных умельцев. Удивить зрителей получилось: увиденное иначе как культурным экспериментом не назовёшь.

Нечасто музейное пространство сталкивается с уличными работами. А тут недолговечная культура помещена в историческое пространство одного из старейших музеев Северо-Запада России.

— В этом есть логика: вместо разрушения и временности, мы их [граффити] наоборот сохраняем и помещаем в музей, — пояснил Ян Посадский.

Вдохновил на такой эксперимент сам Север. При этом Архангельск показался Яну «более русским», исконным, с новгородскими мотивами. Тэги, граффити и другие идеи для выставки он искал в пространстве самого города. На это ушло три недели.

 

Словно тысячу лет назад

Выставка занимает проходное длинное помещение, справа от которого находятся окна, а слева несколько дверей, ведущих к комнатам с историческими экспонатами. Благодаря этому появляется ощущение, что граффити на дверях и выходе из них – норма.

Все провода и другие атрибуты современности убраны. Точечный свет также изменён, чтобы не создавать эффекта новизны. Он струится только из открытых комнат.

— Хотелось бы зажечь свечи, лучину. Добиться натурального освещения. Но не всё дозволено в музее, — рассказывает Ян Посадский.

Из колонки, которая, конечно же, спрятана под столом, спокойно и в высоком тембре поёт женский голос. Художник окунает зрителя в атмосферу прошлого: «Представим, что граффити появились тысячу лет назад. Всё это дошло до нас какими-то обломками, и мы не понимаем, что означают эти рисунки и буквы».

 

Холодное солнце Севера

Первое, что приковывает взгляд, — росписи на окнах. В них читаются религиозные мотивы, буквы старославянского алфавита, изображения невиданных чудищ. Здесь же появляется северный мотив — моржи.

Кованные старинные двери расписаны современными надписями. В глаза бросается ещё один поморский символ — рыба. Неотъемлемый промысел местных жителей, имеющий давнюю историю.

На стенах висит береста с изображением птицы Сирин (один из образов пермогорской росписи) и различными именами. На маленьких окошках также лежит береста и стоят незажженные свечки. Кульминация выставки – чёрный щит с разными образами в конце помещения. Сверху на нём белым мелом нарисовано холодное северное солнце.

 

Разрушить vs сохранить?

Некоторые из инсталляций пострадали, потому что находились на полу. В одной из них песок, насыпанный воронкой, напоминает мистические работы. На нём лежит ткань с надписями, а рядом стоит кубок с водой, который разлили.

На другой песок приобретает форму щупальцев осьминога, которые исходят от груды камней, а на них стоит деревянная расписанная дверь. Художник называет её главным объектом выставки.

— Нашли её на одной из построек. Мы искали осколок двери. Опрыскали её специальным составом, чтобы был эффект «старого», — рассказывает Ян Посадский.

Также в других инсталляциях зрители наступали на песок, и он немного потерял форму. В таком простом действии можно считать метафору: некоторые люди ещё не совсем понимают и принимают как отдельную выставку, так и граффити в целом.

Кстати, сам песок взят с набережной Архангельска. Каждый житель знает про это место и бывает там. Песок оттуда — органическая связка с городом. Ещё одна связь — Детская школа народных ремёсел, ученики которой участвовали в создании выставки. Они помогали наносить надписи на бересту и дерево. Под проект выставки воссоединилась и команда художников Центра современного искусства «ARKA». Оказалось, что кто-то из них даже знает старославянский, а кто-то – условия сохранения бересты.

 

Посмотреть с другой стороны

Сам Ян поддержал выставку необычным образом. На нём была ядовито-зелёная кепка, рубашка в русском стиле, голубые штаны, розовые носки и белые тапочки, а на плече висел современный шоппер (сумка) с мезенской росписью — красными конями, которые олицетворяют солнце.

Историческое и народное в его образе сочеталось с современным и ярким. Художник объявил: «Мы выступаем за то, чтобы такие проекты были и принимались обществом. Оно воспринимает граффити как вандализм. Но в данном проекте мы сможем посмотреть на явление с другой стороны».

Реакция посетителей была неоднозначной. Чувствовался интерес вперемешку с непониманием. Это та выставка, после которой людям нужно время, чтобы поразмышлять, повспоминать и, наконец, принять. Не упустите такую возможность!

 Материал опубликован на сайте Арктический вектор

Валерия Державина

Фото автора

29/11/2021