Глиняная игрушка в XXI веке

   Глиняная игрушка в XXI веке

В областном центре культуры и народного творчества эксперты и народные мастера выступили с докладами и провели мастер-классы «Глиняная игрушка Липецкой области как объект нематериального культурного наследия».

 

В искусстве не без проблем

 Главный специалист по нематериальному культурному наследию отдела традиционной народной культуры Мария Жучкова рассказала о региональном реестре объектов нематериального культурного наследия (ОНКН). По словам специалиста, это способ сохранения и трансляции традиционной культуры. Данная база помогает закрепить в истории различные обряды, песни и ремёсла из отдалённых уголков региона. Важной частью для развития ОНКН является коммуникация между работниками культуры и людьми.

 

О проблемах развития традиционного искусства в современном культурном пространстве рассказала искусствовед и член Международной Ассоциации изобразительных искусств Наталья Прямкова. По её словам, есть два направления народного искусства: наивное и традиционное. В первом случае важно понимать разницу между уникальными и заимствованными работами:

 - Когда человек, не имеющий профессионального художественного образования, создаёт различные образы и пишет маслом картину так, как он её понимает – это творчество. Но главное – не путать это с рукоделием – говорит эксперт.

 

Главное отличие между этими видами народного искусства – преемственность в традиции. От мастера к мастеру передаются знания, и это основной закон их существования и развития. Сложно сохранить какой-либо промысел, когда его создание выходит за рамки места, в котором оно зародилось. Основной задачей работников культуры она назвала розыск и описание различных традиционных занятий и последующее их сохранение или поддержание.

 

Династия Ильиных

О становлении семейной мастерской Ильиных рассказала лично народный мастер и член союза художников РФ Снежана Ильина. Увидев игрушку однажды, она связала свою жизнь с народным искусством. Своим первым учителем она считает Ивана Фёдоровича Гункина:

 

- Я подходила к Ивану Федоровичу. А он не пустил меня за гончарный круг, сказав фразу, которую я запомнила на всю жизнь: «Не бабское это дело». Приёмы постановки рук мне показал только его брат – Петр Федорович, который не был известен как гончар.

 На одно освоение обжига в самодельном горне прошло три года. Во всем помогал Снежане её муж Алексей. На данный момент в семье Ильиных лепят все. В мастерской проводят показательные выступления, мастер-классы и уроки на гончарном круге.

 

Сохранить традицию

Опытом сохранения и изучения традиционной добровской керамики поделилась народный мастер РФ, член АИАП ЮНЕСКО и экспертного Совета по формированию Реестра ОНКН Липецкой области Светлана Пастухова. Её история знакомства с игрушкой началась с университета:

 

- Я не предполагала, что буду так серьёзно заниматься «традицией». Время показало, что все происходящее с тобой нужно впитывать, чтобы затем, в какой-то момент времени, это пригодилось. И не только тебе, но и всему сообществу.

Студентке показалось чем-то волшебным то, какие «метаморфозы проходит глиняный кусочек»:

 - Своим учителем считаю Ивана Константиновича Пустовалова. Он настолько щедро делился своим мастерством и был очень рад тому, что к нему приезжают дети и взрослые, а мы внимательно следили и запоминали.

Большую часть её деятельности занимает просветительская работа – по её словам она является неким мостом между традицией и учениками, помогая им и обучая новых будущих умельцев.

 

Романовская, добровская, юрьевская

 Юрьевская игрушка – самая молодая из тех, которые существуют в Липецкой области.  Мастер класс по лепке тетёрки проводил Владимир Ряжских. В 2013-2014 годах, как он вспоминает, в селе Юрьево провели раскопки, итог которых – большое количество глиняной посуды, горны и даже игрушки. После этого началось возрождение промысла, которое кануло в небытие в XX веке. Сам мастер занимается промыслом с 2015 года и проводит мастер-классы с детьми.

 Следующий мастер-класс проходил по романовской игрушке, которая в представлении не нуждается. Анастасия Короленко рассказывала о различных методах лепки:

 - Существует три приёма заготовок. Первый, когда из глины формируют форму пельменя с пустотой внутри. Второй – катушка: из цельного куска глины вытягиваются лапки и мордочка, так лепятся собачки и лошадки. И третий – конусообразная форма, из которой методом наката формируется тело женщины.

 

Последней игрушкой, которую сделали на матер-классе, стала собачка по мотивам добровской традиции. Ее учил делать Илья Пастухов. Заготовкой для будущего изделия является катушка. Сама добровская игрушка выглядит минималистично, что сильно отличает её от романовской и юрьевской.

 

Иван СИНЕЛЬНИКОВ

Фото предоставлено ОЦКНТ

29.11.2021