Умеют держать удар: как липецкий казачий ансамбль стал государственным театром танца

Умеют держать удар: как липецкий казачий ансамбль стал государственным театром танца

Не было бы в Липецке оплота казачьей культуры, если бы не один человек. Народный артист России Леонид Милованов – из тех, кого называют бессменными руководителями, лучшими в своём деле.

 

Будущий атаман

С самого раннего детства в его душе жила музыка. Маленький Лёня, как и его три брата, любил слушать, как отец играет на гармошке. Его, самоучку, звали на все праздники, будь то именины, проводы в армию или свадьба.

 Будущему «атаману» казаков было мало того, чему мог научить отец. Да и профессиональных педагогов в Липецке отчаянно не хватало. Родители поддержали сына в стремлении развиваться в творческом направлении и отпустили поступать в задонское культпросветучилище. Милованов признаётся, что всегда стремился жить своим умом, не слушая чужих советов. Всегда стоять на своём помогали полученные в подростковом возрасте уроки бокса: тот, кто научился держать удар, не свернёт со своего пути.

 

Путь длиною в 30 лет

 Шаг к казачьей культуре Леониду помог сделать его брат Анатолий, работавший в Кубанском казачьем хоре. Именно сюда он рекомендовал брата в качестве балетмейстера.

 - Поначалу было очень страшно. Но, сами знаете, глаза боятся, а руки делают. Начал ездить в экспедиции, собирал в деревнях фольклор, с помощью местных жителей возрождал по кусочкам танцы, - вспоминает Леонид Милованов. – Работа требовала фанатичного отношения, я отдал ей пять лет своей жизни. Потом работал в Ставрополе.

 

Решиться на возвращение в Липецк балетмейстеру помогло понимание: работать на других он больше не хочет, пришло время для создания собственного коллектива. На дворе были суровые 1990-е. Не лучшее время для большого искусства. Но Милованов не струсил, бросил вызов обстоятельствам и не прогадал. Ему поверили и ставропольские артисты: бросили насиженные места и поехали в Липецк. Жить здесь им пришлось в старом общежитии с протекающими трубами и трещинами в стенах.

 - Знакомые говорили: как же ты будешь делать «Казаков России»? Где Липецк, а где вся Россия? Ведь казаков в стране много и у всех свои коллективы. Но объединить всю казачью культуру в одном ансамбле – на это не решался никто.

 Теперь в репертуаре коллектива песни и танцы кубанских, некрасовских, волжских, донских казаков - Милованов со своей задачей справился.

 

Заработать на ансамбль

Дорога липецких казаков к успеху была долгой и очень непростой. Коллектив – тогда он имел статус ансамбля – был создан в 1990-м году, а уже в 1993-м его руководитель понял: пора ехать на гастроли. Замахнулись ни много ни мало на Испанию. Собрались и поехали, рассчитывая, что вернутся через месяц. В итоге остались на три. Эмоциональные испанцы были очарованы казачьей культурой, для них она была чем-то невероятным, поэтому липчане легко собирали полные залы.

 Когда вернулись в Липецк, решили – нужно покупать автобус, чтобы гастролировать по Липецкой области. Свободных денег не было, тогда худрук казаков, рискнув всем, взял в кредит десять миллионов рублей под залог своей квартиры. В девяностые в сёлах и даже районных центрах редко платили деньгами. В качестве платы за концерты могли дать корову, несколько палок колбасы, мешки картошки или макарон. Все делили между собой, что оставалось, несли на рынок. Только так могли заработать на ткани для новых костюмов и поездки.

 

Казачий театр

Постепенно ситуация налаживалась. Ансамбль обрёл статус государственного театра танца. И пришло время больших спектаклей. «Донская легенда» стала первым вокально-хореографическом спектаклем «Казаков России».

 

В два часа режиссер и балетмейстер уложили ключевые события романа-эпопеи Шолохова «Тихий Дон». Постановка объединила балет, актерскую игру, батальные сцены с шашками и пиками, народные танцы, песни и диалоги. На сцене появились все основные персонажи романа: перед зрителями разыгралась история полная любви и боли.

 

Вторая масштабная постановка - «Пугачёвъ» по повести Пушкина «Капитанская дочка». Музыкальный спектакль поставила дочь Леонида Милованова – Екатерина. Молодой балетмейстер смогла внести в классические номера «Казаков России» современный драйв, смешение эпох и стилей.

 

Казаки в Париже

 В этом ноябре состоялась громкая премьера нового театрального сезона: Екатерина Милованова представила спектакль «Казаки в Париже». В его основе не классическое произведение, а мозаика эпизодов, собранных из воспоминаний очевидцев. Зрители стали свидетелями исторического события – вхождения русских войск в Париж весной 1814 года.

 -  Хореография здесь сложнее и свободнее. Если было бы можно, я бы ещё больше выскочила за рамки. Но есть рамки - тела артистов, которые заточены на народную хореографию. Им, конечно, в некоторые моменты тяжело со мной. Но спасибо артистам, что они мне доверяют и делают то, что никогда ещё до этого не делали. Наверное, кто-то скажет: я пришёл посмотреть, как казаки «Калинку-малинку» в Париже исполняли, но «Калинки-малинки» не будет, - рассказывает Екатерина Милованова.

 Сейчас липецкий театр танца гремит на весь мир: постановки одинаково тепло принимают и в липецком селе, и в туманном Лондоне. Секрет успеха прост: худркук научил держать удар и быть лучшими вопреки всему. 

 

Анна ЧЕРКАСОВА

Фото предоставлено театром танца «Казаки России»

29/11/2021