Нянины рассказы

Нянины рассказы

  В селе Волово Липецкой области живет одна бабушка. Близкие люди ласково называют ее «няня». Это моя родственница. В детстве я не понимала, почему ее так зовут, но потом папа рассказал мне, что «няня» – очень добрая и ласковая женщина, которая для тебя как вторая мама. Она не обязательно должна быть настоящей няней, которая сидит с детьми и ей за это платят. Это может быть обычная женщина, если любовь и ласку она отдает не только своим детям, но и чужим. Но так ее называют лишь взрослые, для которых она была второй мамой. Я зову ее просто бабушкой Галей.

  Выросла она в обычной деревенской православной семье. Из поколения в поколение передавались традиции, истории, обычаи и поверья верующих людей. В детстве и молодости с бабушкой Галей происходили невероятные истории, которые можно услышать только от нее самой. Правда это или нет – сейчас уже не проверить. Но некая закономерность в этих историях все равно есть.

«Неопалимая Купина»

  Эта история началась еще в XVIII веке. В селе Воловчик Воловского района одному местному жителю явилась икона Божией Матери «Неопалимая Купина» в колодце. Он забрал ее, отнес в храм и оставил там. Но через некоторое время она исчезла. Никто не понимал, куда она делась. Спустя пару дней ее снова нашли в том самом колодце. Оставлять икону там не было смысла, и местные жители снова отнесли ее в храм. Икона опять пропала. Так было несколько раз, пока батюшка не предложил рядом с колодцем, на горе, построить церковь, и отнести икону туда. Так и сделали. Церковь назвали  именем Александра Невского. По сей день икона находится там, стоит в углу. Колодец сделали крытым, построили купель. Каждый год на Троицу в эту церковь съезжаются люди с близких и дальних краев, несут на колодец найденную три века назад икону. Купаются, пьют воду. Говорят даже, что вода из этого колодца лечит кожные заболевания. А раньше возле этого колодца батюшка отчитывал людей от бесноватости и лечил водой.

Громовой колодец

  Есть в Воловском районе еще один необычный колодец. В селе Алексеевка люди издавна жили засчет местных водоемов - рек, озер. Пили воду оттуда, купались, поливали поля. Но однажды летом была очень сильная засуха. Люди умирали от голода и обезвоживания, и тогда все село пришло в храм и начало молиться. «В этот день началась страшная гроза. Люди видели, как огромная молния, посланная самим Богом, ударила в землю, и из-под нее хлынул фонтан подземных вод. Люди так обрадовались, начали собирать эту воду, пить, умываться, веселиться», - рассказывает няня. Местные приняли решение построить там колодец. Долго он служил им. Но пришло время, когда в дома провели воду, и тогда колодец забросили.

– Недавно одной женщине приснился этот колодец. Она пошла к батюшке, и тот решил, что надо колодец освятить. И вот в канун Казанской Божией Матери собралось все село во главе с батюшкой, пошли туда и освятили.

  Рядом с колодцем стояло высокое дерево, которое, по мнению местных, мешало им. Убрать его не могли. А за день до освящения оно упало. Случайность или нет – этого мы не знаем, но верующий народ Воловского района считает это знаком свыше.

  Истории Волово очень загадочны. Они тесно связаны с религией и сверхъестественным. Подтверждением тому будут следующие истории. Как известно, добру и божьей помощи всегда что-то противостоит. В нашем случае – это местные колдуны и загадочные существа. Зло Воловского района просыпается, когда наступает ночь.

Дикая свинья бабки Параши

   Эта история произошла с отцом нашей героини в 30-е года прошлого века, когда бабушка Галя была еще совсем маленькой. Дети хотели есть, и тогда глава семьи отправился на мельницу молоть зерна на муку. Путь был не близкий, и возвращался мужчина в сумерках.

– Ехал он на телеге с лошадьми. Приговаривал им: «Царя возили, а меня не хотят». Тут лошади встают на дыбы, начинают ржать, шипеть, пена изо рта так и хлещет! Отец мой испугался, не поймет в чем дело. Смотрит на дорогу, а там свинья. Большая такая. Ее-то лошади и испугались. Начал отец ее прогонять, а ей хоть бы что. Стоит себе, да и с места не двинется! Начал он молитву читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Тут смотрит, а свинья-то исчезла. Прям как сквозь землю провалилась. Ой-ёй, как он дал деру оттуда!

Свинья-приведение не раз пугала отца нашей героини. В другой раз встреча произошла на пляже.

– Играли в карты они там. Возвращался он один и снова в сумерках. Идет, а на встречу ему свинья выскакивает. Жирная такая. Он палку взял и начал ее отгонять от себя. Она как прыгнула и в рукав ему вцепилась. Бьет ее палкой, она рукав отрывает и убегает. Отец испугался и побежал домой. Не дошел, а ему на встречу опять эта свинья. Он давай снова палкой ее бить, она второй рукав ему оторвала. Ой-ёй, приходит домой в одной жилетке! Рукавов нет, весь грязный. Говорит: «Кто-то смеется, наверное, надо найти, чья свинья. Я ее ударил пару раз, она убегала хромая. Пойду поищу. Ух я устрою хозяевам!». Зашел к соседям, ни у кого свинья не сбегала. Приходит в дом бабки Параши. А у нас всегда слухи ходили, что она колдунья. Сидит внучка ее. Отец спрашивает: «А где бабка-то твоя?», на что ему отвечают: «Да вон, на печке лежит, голова с ногой болят у нее, как будто бил кто-то». Ну тут отец то все и понял: «Ах ты, окаянная!...»

  Надо сказать, что Парашино колдовство связывали не только со свиньями. Она на людей порчу нагоняла, но могла и снять проклятье, если к ней кто-то приходил. Только снимала она лишь чужое. Если к ней приходил человек за помощью, и она видела, что порчу на него она сама наложила, то сразу отказывала и прогоняла. Несмотря на слухи о ее колдовстве, в церковь Параша ходила. Боялась она в жизни только одного человека – батюшку Василия. Один раз во время службы в церкви она спряталась у него за спиной, села на пол и начала ноги ему связывать веревками. Он как увидел, начал прогонять ее, но только когда батюшка приложил крест к ее лбу и сказал: «Изыди, сатана!», только тогда она убежала.

Бабку Парашу не раз видели с другими женщинами, о которых ходили дурные слухи. Говорят, что они даже устраивали шабаши и проводили ритуалы где-то в лесу.

  Помимо колдунов в Воловском районе есть еще и некое существо. Истории и слухи ходят разные, но связывает их то, что все рассказчики видели одно и то же.

Водяной без воды

   В тот день, когда отец Галины возвращался домой и на него напала свинья, перед этим он слышал странные звуки. Что-то большое прыгало и плескалось, а воды рядом не было. Звук был похож на взмах крыльев. Сразу после этого на дорогу выбежала свинья.

  Об этих странных звуках в деревне говорили много. Наша героиня, будучи молодой девушкой, однажды тоже столкнулась с этим водяным. Каждое лето на Петров день ребята ходили «чередить».

– Бабушка, а что такое «чередить»?

–Это значит баловаться, хулиганить. Только в Липецкой области есть такая традиция - чередить именно в Петров день. Устраивали разные «подлянки». Могли открутить колеса на телеге и отнести их в другой конец деревни. А однажды на оконную раму мы прибили гвоздик, на веревочку подвесили картошку и толкали ее, чтоб хозяева думали, будто в окно кто-то стучит.

   И вот в один из таких дней Галина возвращалась домой со своим братом. Луна была яркая, тропинки в деревне было видно даже поздним вечером. Что было дальше, можно послушать:

  Таких историй в детстве я наслышалась немало. И даже сейчас, спустя много лет, я слушаю рассказы про колдунов, про необычные колодцы, и во все это мне хочется верить. Собранные не одним поколением слухи, легенды и традиции Воловского района могли бы стать кладовой для народной культуры и этнографии. Ведь у каждого народа есть свои «скелеты в шкафу», которые просыпаются ночью.

 

Полина Кобелева

26.11.2021