Из горького делать сладкое

Из горького делать сладкое

Когда вы проходите мимо какого-нибудь необычного здания, возникает ли желание заглянуть внутрь? У меня – определённо да! Благо, в Новосибирске есть немало таких загадочных местечек для любопытных искателей приключений.

Новосибирский еврейский общинный центр «Бейт Менахем» был для меня одной из самых пленительных городских тайн. Променад по Центральному району, воскресные походы в Кафедральный собор Преображения Господня, спешная пробежка до Филармонии–все дороги вели через это красивое шестиугольное здание с бронзовыми стёклами. Но какой-то внутренний барьер не позволял мне зайти туда. «Ты– чужак. Зачем врываться в личное для евреев и иудеев пространство? Не зря ведь здание ограждено забором», – твердил голос совести. И когда нам, студентам Школы, сообщили о намеченной во вторник встрече с ребе Заклосом, я обрадовалась. Наконец появился весомый повод зайти и прикоснуться к другой культуре, не доставляя кому-то дискомфорта.

Люди, которые не имеют представления о «Бейт Менахем», могут испытать культурный шок, очутившись внутри.Еврейский общинный центр – уникальное и многофункциональное место. В четырёхэтажном здании расположились офисы, большая синагога, кошерные магазин и ресторан «ИЕРУСАЛИМ» (который, к сожалению, закрылся из-за пандемии), отдельные миквы для мужчин и женщин, учебные комнаты, спортивный и компьютерный залы.На четвёртом этаже доделывается банкетный.

Нашу команду провели на второй этаж и посадили в уютный офис со стеклянной стеной. Ждать долго не пришлось. Главный раввин Новосибирска Шнеур Залман Заклас пришёл скоро, и не один: его сопровождал Сендер Круглов, председатель Новосибирской еврейской общины.

Про таких людей как ребе Заклас говорят, что они светятся изнутри. Он много улыбается, живо говорит и обожает пошутить. За стёклами его очков ты улавливаешь радостный прищур тёмных глаз. Как не единожды говорил сам раввин: «Лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать».

Про нехватку добра в СМИ

«Я много общаюсь с журналистами, мне очень это нравится», – первым делом признался нам раввин. «У вас есть огромная сила в руках. Когда ты читаешь свежую газету, сидишь в Интернете или смотришь телевизор, невольно замечаешь, что мы будто в аду живём. Кого-то убили, кого-то обидели, кого-то ограбили. Существует огромный дефицит добра в медиа. Я понимаю, что в современном мире искать и показывать только позитив нелегко, ведь проблемы были, есть и будут. Но нужно стараться увеличивать процент хороших и приятных новостей, которых нам так сейчас не хватает. Добро – это наша с вами общая победа».

Про еврейский общинно-культурный центр

«Бейт Менахем» стал многоплановым решением для проблем еврейской новосибирской общины.

«По моему сильному акценту вы уже наверняка догадались, что я не местный», – усмехнулся раввин. «Я родился в Израиле и рос в очень религиозной семье. Приехав сюда по служебному долгу, я заметил, что почти все евреи, с которыми мне довелось познакомиться, были совсем не религиозны. И тогда я понял, что если построю в городе религиозный центр или просто новую синагогу, то она будет пустовать почти всё время. Поэтому на передний план вышла другая, более глобальная цель – сохранить еврейскую культуру. Путин сказал нам на первой встрече: «Сделайте всё, чтобы евреи отсюда не уезжали». Конечно, не нам решать, уезжать или оставаться человеку и его семье. Израиль зовёт, Германия зовёт, это очень заманчивые предложения. Наша же задача – сделать жизнь еврея комфортной, безопасной и интересной в новосибирской среде.

Поэтому наш центр – не религиозный, а общинный. Самая большая проблема в том, что мы друг друга совсем не знаем! Из-за этого возникают стереотипы и конфликты. Общение и обмен своим опытом– вот что приоритетно для нас. Здесь мы рассказываем про еврейский уклад жизни, постепенно знакомим с иудейской верой, учим, помогаем и поддерживаем. Я живу здесь уже 22 года. Все мои семеро детей родились в Новосибирске. Этот город стал моей родиной. Слава Богу, мы решили здесь все еврейские вопросы».

Про новосибирских евреев

Первая прогулка по будущего главного раввина Новосибирска по заснеженным улицам города выдалась необычной. «На меня все смотрели, я тогда казался очень странным для окружающих. Радовался: наконец-то на меня хоть кто-то смотрит! Кто-то делает себе тату, пирсинг, носит необычную одежду, а мне ничего делать не нужно. У меня есть родные - шляпа, кипа и борода.

В последнее время стало совсем скучно – никто на меня теперь не обращает внимание. Но это здорово! Я чувствую, что за 20 лет люди сильно изменились. Мне кажется, дело в том, что они стали ездить в другие страны, таким образом получив возможность изучать мировую культуру, религии. И поняли: а люди-то, оказывается, разными бывают!».

Для ребе Закласа стало откровением то, что новосибирские евреи стеснялись своих этнических корней. «Как так? По всему миру быть евреем – гордость! А здесь все боятся и скрываются», – удивлялся раввин. Постсоветские евреи даже меняли свои имена на русские. Виной сокрытия своей еврейской этничности служила злосчастная пятая графа в советском паспорте. Она мешала полноценно жить и самореализовываться не только евреям: негласно подвергались дискриминации, ограничивались в гражданских правах ещё и немцы, крымские татары, греки и многие другие этносы.

Про антисемитизм

«Еврейская община чувствует себя комфортно, нам никто не мешает», - уверенно сказал раввин. «Настоящего антисемитизма на уровне государства у нас нет. Есть люди, которые совершают плохие поступки. Но это – единичные случаи».

В 2016 году Левада-центр (внесённый Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) по заказу Российского еврейского конгрессапровёл исследование антисемитских настроений в обществе.Соцопросы подтвердили тенденцию к снижению численности людей, поддерживающих антисемитские идеи истереотипы. Этот факт не может не радовать. Но это, к сожалению, не значит, что проблема исчезла: среди россиян всё ещё существует устойчивое ядро антисемитов и ксенофобов (8–16% опрошенных). И этот процент совсем не маленький.

На каждом входе в «Бейт Менахем» есть турникеты. Это – вынужденные меры предосторожности. Показные проявления нетерпимости периодически случаются.

Год назад, 4 ноября, двое парней принесли черный пакет, оставили его удверей общины и поспешно скрылись. Как выяснилось позже, мешок был не простой, а с «сюрпризом»: внутри оказались свиные потроха.«Не ешьте мясо [свиней]и не прикасайтесь к их трупам: они нечисты для вас» – написано в Левите. Хулиганов быстро нашли. Еврейская община приняла решение не требовать судить их по всей строгости закона. Злоумышленники были осуждены по статье 148 ч.2 УК РФ иотделались штрафом и исправительными работами. «Мне было грустно, обидно и неприятно», – вспоминал Шнеур Залман Заклос. «Очень больно осознавать, что в Новосибирске ещё остались такие люди, которые не понимают, что мы им – не враги».

Концовка этой истории достойна отдельной комедийной короткометражки: эти самые парни были приглашены в синагогу на 20-летие общины!«Что? Зачем? Почему?» – спросите вы. А раввин вам ответит: «Это наша привычка – из плохого делать хорошее, а горькое– сладким».

Про юмор

«Я очень хорошо отношусь к юмору, ведь жизнь – это радость, жизнь – это веселье! Еврейский народ зналмного страданий и несчастий. И пережить все беды евреем помогала не только вера, но и хорошее чувство юмора. Юмор – это тоже сила. Другой вопрос, как ты ею распоряжаешься и куда ты её направляешь. Деньги – это плохо? Нож – это плохо? Смотря как.Шутить можно по-доброму, и шуткой же можно намеренно обидеть».

Про религиозную и межэтническую журналистику

Мы спросили у ребе Закласа о том, насколько сильно Россия нуждается в религиозной, в частности иудейской журналистике? Он ответил: «Я вижу, что нетолько внутри еврейской общины, но и среди остальных людей существует страх религии. Неверной, искажённой информации очень много, и распространяется она очень быстро. Нет доверия между людьми. Чем больше журналисты будут рассказывать правду о религии, тем меньше будет страха перед вопросами веры, тем меньше будет стереотипов.

Я, как религиозный человек, могу сказать, что религия важна. Она определяет уклад нашей жизни, говорит об отношениях человека с Всевышним, даёт человеку смысл жизни, побуждает человека творить добро. Хоть у нашей общины и есть сайт, он работает не так хорошо, как хотелось бы… да, нам не хватает журналиста, который мог бы хорошо рассказывать о том, чем мы занимаемся и кто мы такие».

А должен ли быть этот журналист религиозен? «По моему мнению, сложно писать с эмоциями и душой о том, что не является частью твоей жизни. Понимаете, чтобы писать о музыке, журналисту не обязательно быть музыкантом, но разбираться в музыке нужно. Поэтому повышать компетенцию необходимо. В ваших руках – сила. И вы можете сделать мир лучше».

Влада Макарьева

Фото: Александр Иванов

25.11.2021