Моя большая еврейская свадьба
Когда Перл была Полиной, а Реувен — Романом, они еще не знали, что «зашлют» шадханов и у них будет хупа. В Томске за последние годы это была первая традиционная еврейская свадьба, которую без преувеличения праздновала вся община.
«Я не из религиозной семьи, но если сравнивать с другими ассимилированными еврейскими семьями, то мы были традиционной семьей, — рассказывает Реувен. — Еврейские праздники, мероприятия в общине. В какой-то момент я понял, что для меня это все важно и начал строго соблюдать все заповеди. Отращивать бороду, носить кипу. И когда думал о свадьбе, знал, что это будет еврейская свадьба — хупа».
Хупой называют и балдахин, под которым происходит обряд бракосочетания. Такой навес символизирует дом молодых.
«У наших родителей была обычная свадьба, как и у всех в Советском Союзе. Но они поддерживали наше желание провести хупу, – рассказывает Реувен, — Но больше всего в духовном и материальном плане помогали томская еврейская община, откуда мы с Полиной, и московская, где мы учились».
«Мои родители были удивлены чуть больше, чем у Реувена. Но они уже какое-то время видели, что я интересуюсь еврейской культурой, — рассказывает Перл, — Моя подруга училась на культуролога в Томском университете и водила меня на экскурсии в различные религиозные общины. В том числе сходили мы и в синагогу. Я знала, что у меня еврейские корни, но раньше не решалась сходить. Там я поговорила с председателем общины и попала на молодежные программы».
Перл и Реувен стали парой в Москве.
«Мы были знакомы с Перл. А общаться начали в Москве. К этому моменту по отдельности мы понимали, что хотим еврейскую семью. Сделали все традиционно через сватовство. Хотя это слово не передает тот институт, что существует в еврейской традиции. У нас есть специальные сваты — шадханы, они выступают в роли тьютеров, психологов. Они знают людей из общины, и понимают, кто к кому может подойти. Это очень постепенный процесс знакомства. Нашим шадханом стала преподавательница Московского университета, она предложила нам встретиться фразой: «Вы же оба из Томска». В первую встречу стало понятно, что мы подходим друг другу».
Человек, который хочет создать еврейскую семью и задумываться о том, какую семью он хочет создать, приходит к шадхану, и они обсуждают, что человек может дать браку и какие у него ожидания. Иногда процесс подбора занимает годы. А встречи пар это не романтические свидании в привычном понимании. Главная задача таких встреч за несколько свиданий понять подходите друг другу или нет. Но важно принимать решение, не только интеллектом но и душой, отмечают молодожены.
«Кто-то думает, что в этом нет чувств, что это бизнес. Но на практике это не так, — объясняет Реувен. — Сначала интеллектуальная стадия, на который люди пытаться понять разговор у них идет или нет. Затем постепенно выясняют, как они видят семью. В какой-то момент подключаются чувства».
Во время хупы зачитывают брачный договор, в нем обговариваются обязанности мужа и жены, там же прописаны обязанности в случае развода. То есть в торжественный момент, тебе рассказывают, что будет, если ты этот брак не сохранишь.
Свадьба Перл и Реувена стала большим праздником для всей общины Томска и Москвы. Помогали все. Но на свадьбе присутствовали родственники, друзья и одногруппники и не из еврейской общины.
«Мы посвятили людей в специфику обряда, чтобы они не потерялись. Например, моя подруга пришла с мужем, который никто не знал. Обычно еврейский зал на свадьбе разделен на две части мужскую и женскую. Мужу подруги пришлось одному быть, но все прошло хорошо. Никто не растерялся».
«Это была старая добрая свадьба, где все едят и танцуют, – добавляет Реувен. — Больше на еврейской свадьбе ничего не происходит. Есть заповедь веселить жениха и невесту. Мудрецы объясняли это тем, что переход в новое состояние переживается тяжело, хоть это и радостное событие».
Не из традиционного на свадьбе была онлайн-трансляция. Родственники Перл из Казахстана смотрели на свадьбу, созванивались, поздравляли молодоженов.
На свадьбах есть публичные выступления жениха и невесты. Как правило, они рассказывают какие-то части из Торы. Затем мамы жениха и невесты вместе бьют тарелку – это напоминание о разрушении иерусалимского храма. Ни одно радостное событие не может быть до конца радостным пока храм не восстановлен, считает еврейская традиция. В этот момент жениха берут под руки и ведут к невесте. Это первый раз, когда невеста и жених видятся за неделю. Семь дней до свадьбы жених и невеста общаются только через доверенных лиц.
Жених надевает фату на невесту и уводит ее под хупу. Хупа должна быть под открытым небом. Даже если на улице минус 23 градуса.
После того как брачный договор зачитан муж объявляет, что теперь невеста перешла в его семью. Он дает ей кольцо. В еврейской традиции кольцо носит только женщина.
Арина Михайлова
25.11.2021