"Народную культуру очень сложно искоренить": как в русском быту раньше уживались православие и язычество

   "Народную культуру очень сложно искоренить": как в русском быту раньше уживались православие и язычество

Если мы с вами обернёмся на сто, а может быть и двести лет назад, то будет совершенно очевидно, что внешне люди практически не поменялись, но быт, одежда и верования отличались практически во всем. Анна Филинцева узнала про такие отличия на экскурсии «Традиционные обряды и праздники русского народа» в  Российском этнографическом музее.

  

Людям приходилось все уметь делать своими руками, то есть обеспечивать себя всем: питанием, жилищем, одеждой, транспортными средствами и домашней утварью. Земледелие –  вот чем испокон веков занимались русские люди и от чего зависели их жизни.

 Главной особенностью обрядов русского народа является то, что в них присутствовало двоеверие. Несмотря на то, что русские люди приняли христианство и стали сильно верующими, даже богобоязненными людьми, вера в духов и мифологических существ никуда не делась, в деревнях и сёлах язычество существовало параллельно с христианством, очень тесно переплетаясь.

 Раньше, в частности до XVI века, Новый год начинался с марта, как раз тогда, когда люди выходили в поле и пахали землю сохой. Славянская культура чётко разделяла обязанности: всё, что касалось обработки и возделывания земли лежало на мужских плечах.

 После пахоты землю разрыхляли с помощью бороны, которая также часто использовалась различных обрядах.

  

На бороне катали пожилых женщин, чтобы часть силы, которые они получили за прожитые годы, ушла в землю. Молодые жених и невеста катались на бороне, наоборот, для того, чтобы уже им передалась сила земли.

 Во время святок бороной заслоняли вход в хлев, так как верили, что в это время нечистая сила может навредить всем, как скоту, так и людям, и, если она напорется на колышки, то навредить уже никому не сможет.

 Сев, от которого зависит будущий урожай, выполнялся исключительно мужчинами и только в чистой одежде, которая не подпоясывалась, чтобы не завязалось зерно.

  

На фотографии показано подкармливание земли перед посевом, чтобы задобрить её.

 Если же мужчина охотился, то всегда спрашивал разрешения находиться в лесу у лешего, вёл себя уважительно, ничего не ломал, не бросал мусор и обязательно оставлял угощение. Если кто-то заблуждался в лесу, то переодевал одежду наизнанку и верил, что в этом случае леший поможет и выведет из чащи.

 В женские обязанности входило изготовление одежды из шерсти или из выращенных льна и конопли. По осени лён обрабатывали, мяли мялкой и чесали, убирая все соринки.  Получалась кудель, для которой было необходимо наплести нитей. Работа это была не самая сложная, но обязательная для каждой девушки. Начиная с пяти-шести лет, девочек учили прясть, и первая работа за прялкой уже сопровождалось некими обрядами. В первую очередь смотрели, как она тянет нить: если нитка ровная, без узелков и нигде не порвалась – жизнь пройдёт гладко, а если наоборот, разрывалась, была слишком толстой или тонкой – в будущем ожидались горести.

 Существовал также аграрный календарь смены сезонов – цикл крестьянской жизни.

 

 Веками люди наблюдали за природой и связывали с ней определённые приметы, но с приходом христианства православные святцы накладывали свое влияние и все вновь смешивалось.

 Многие из святых в сознании народа становились покровителями каких-либо явлений. Например, если раньше скот выводили на пастбище просто в начале мая, то с проникновением христианства это стали делать 6 мая, в день Георгия Победоносца, который является покровителем скота.

 Праздники из-за нелёгкой жизни крестьяне очень любили, ведь быт их был тяжелый, они много работали и сильно уставали, а потому говорили: «мы работаем для праздника». Работали в основном весной и летом, а зимой отдыхали и люди, и земля сил набиралась.

 Самым главным зимним праздником было, конечно же, Рождество, а вместе с ним были приняты и колядки. Колядовщики подходили к домам и пели песни с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, в благодарность принимали подарки, чаще всего пряники.

 

 

Особым временем были Святки – святые вечера, когда граница между миром живых и миром мёртвых нарушалась и вся нечисть проникала в мир людей. Чтобы защититься, приходилось менять свой облик, применять на себя роли различных персонажей. Однако, это считалось не богоугодным и все, кто рядились, должны были на крещение окунаться в воду, так как церковь подобное не поощряла, а священники и вовсе пытались искоренить подобный обычай.

 – Но народную культуру сложно стереть из памяти людей, – считает экскурсовод Анна Стихарева. – Люди жили по завету отцов, поэтому такие обычаи вплоть до XX века крепко держались в быту людей.

 Говоря о праздниках, нельзя не упомянуть русскую свадьбу, которая включала в себя многосоставной комплекс обрядов.

 

(Свадебный триптих: на первой части - обряд расплетания девичьей косы, по центру - кульминация свадебного обряда, венчание, на третьей - жизнь после бракосочетания).

 Ещё одним важным праздником была масленица, которая отмечалась семь дней, каждый из которых имел свое имя и назначение.

  

Понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, в четверг устраивали кулачные бои, в пятницу ходили к тёще на блины, в «Прощёное воскресенье» забывали обиды. Чучело масленицы, которое делалось из соломы, либо сжигали, либо разрывали и разбрасывали по полю в надежде на богатый урожай.

 Последним важным событием были похороны, которые являлись переходным обрядом.

  

Сцена выноса гроба из дома

 К смерти раньше было другое отношение, не считалось, что это конец или нечто страшное. Умирает лишь тело, а душа продолжает существовать в другом, возможно лучшем мире. Сами проводы души человека на небо были важным этапом обряда, поэтому в течение 40 дней соблюдались определённые правила: в доме на окне висело полотенце, на столе стояла миска с освещённой водой. Верили, что в эти дни душа посещает места, где часто бывала, когда человек был жив. Также оставляли поминальную пищу, чаше всего блины, овсяный кисель или кашу кутью. Гроб же делали заранее, до смерти человека он мог храниться на чердаке и использоваться как домашняя утварь для зерна.

 Анна Филинцева

фото автора

25.11.2021