Этнография – чтобы выжить: Анна Коряковцева о том, как народная мудрость помогает обычным горожанам

Этнография – чтобы выжить: Анна Коряковцева о том, как народная мудрость помогает обычным горожанам

Журналист Анна Коряковцева мечтает побывать в гостях у представителей всех народов России. Как сохранить свою культуру? Куда съездить на выходные? С чем едят желудок оленя? Об этом и не только в интервью с автором и продюсером проекта «Земля людей» на телеканале «Культура».

 Какое образование необходимо, чтобы заниматься этнографией?

 

 – Точно образование этнографа, но в нашей команде профессиональным образованием обладают только эксперты, в каждом фильме мы приглашаем одного такого специалиста.

 Почему вы выбрали жанр неигрового этнографического кино?

 

 – Всё-таки мы снимаем кино, а кино мы любим снимать. И мы все любим путешествовать, а снимать кино о путешествиях, связанных с этнографией, – представляете, как нам повезло!

 Структура наших фильмов в том, что не мы рассказываем о народе, а люди сами рассказывают о себе. У нас некий замес идёт телевидения и документалистики. В формате блогерства и классической журналистики это не снять. В наших фильмах я всегда нахожусь за кадром. Все съёмки – абсолютно непостановочные, отсюда и жанр телевизионной документалистики. 

 Каким должен быть уровень морали материала?

 

 – Морализм – негативное слово, что-то из серии родителей, которые пилят. Но нужно иметь очень большое уважение к людям, которых снимаешь, и желание ни в коем случае не навредить и никого не обидеть. И ещё не должно быть никакой надменности. Позиция сверху вниз к людям недопустима во всей нашей журналистской работе. Нет разницы между мной и человеком, которого я снимаю, кроме одной – он разрешил мне себя снять.

 Для всей нашей команды важны традиционные семейные ценности, потому что семья – это основа человеческого счастья. Я не знаю ни одного народа, у которого культура не основывалась бы на этом. Сохранить культуру можно только в семье.

 А сохранение культурного нематериального наследия коренных народов России является стратегическим запасом человечества для того, чтобы выжить. Этнография – про это. Достаточно просто посмотреть наши фильмы. 

 Если малочисленный народ хочет сохранить свою культуру, с чего начать?

 

 – Если народ существует, он уже сохранил культуру. Начинать ничего не надо, главное – ему не мешать. Другое дело, если молодёжь хочет что-то в своей культуре восстановить, зафиксировать, то тут, конечно, нужно идти к бабушкам, записывать, изучать, узнавать и максимально популяризировать всеми способами. Очень хорошо учить язык, потому что язык – один из основных этнографических маркеров. Если исчезает язык, скорее всего, исчезнет и народ.

 Сейчас появляется глобальный интерес к культуре каждого народа. Мы начинаем задаваться вопросами: кто я, кого из себя представляю? Ответить на них невозможно, не столкнувшись с культурой своих предков.

 А вы о себе узнавали?

 

 – Я наполовину русская, на четверть – белоруска и на четверть – еврейка. В Тюмени до сих пор на картах можно найти деревню Новое Коряковцево, мои прапрабабушка и прапрадедушка оттуда родом.

 Что вы считаете своим домом?

 

 – Дом там, где моя семья. Я люблю всю нашу страну, но на вопрос, где мне понравилось больше, отвечаю: дома. Отучилась в школе в Минске, потом переехала в Москву, здесь окончила институт. И я с совершенно первых поездок в Москву в каком-то глубоком детстве понимала, что это мой город и я буду здесь жить. Путешествовать люблю по всему миру, но с радостью всегда в Москву возвращаюсь.

 Что запомнилось в экспедициях?

 

 – Однажды в ХМАО пришлось попробовать желудок и кровь оленя, их едят сырыми, это деликатес. Есть такое блюдо, когда желудок прочищают, промывают, получается мешок, туда наливают кровь и добавляют нос, глаза, губы, хрящи ушей. Потом это всё где-то неделю или месяц лежит и бродит на солнце, а потом превращается в желеобразную загустевшую массу, кровяной холодец такой. Для меня это, конечно, экстремальная еда, потому что мы не привыкли есть сырую пищу. А на севере это распространено.

 Наша программа отличается тем, что у нас получается пожить немного как местные. Это как будто ты прожил часть другой жизни, не своей.

 Что-нибудь памятное привозите из экспедиций?

 

 – Если у народа есть какой-то оберег, мне его либо дарят, либо я покупаю, либо прошу мастера сделать мне. У меня со всей России такая коллекция обережных фигурок, значков, элементов, медалей. Она как-то сама начала собираться, а сейчас я уже привожу специально. Мы в команде смеёмся, что за нас молятся всем богам!

 В гости к какому народу посоветуете съездить?

 

 – Мы сейчас запускаем новый проект «Неизвестные маршруты России», где покажем маршруты для любителей путешествовать, такой «экстрим для чайников». Можно будет прямо брать – и ехать куда-нибудь. 

 Я, например, на Новый год поеду в Дигорское ущелье в Осетии. Оно ещё не такое популярное с туристической точки зрения, но там так красиво! 

 Что вы делаете с неиспользованными материалами?

 

 – У меня есть мечта, что когда-нибудь мы найдем финансирование, авторов, которые смогут переработать материал, и выложим. Может быть, в нашей жизни появятся волонтёры, которые помогут разобраться с архивом. Но это пока перспективы и мечты. Сейчас мы его просто бережно храним.

 Планируете когда-нибудь выпустить полнометражный фильм?

 

 – У нас несколько полнометражных фильмов уже запущено. Я сняла этим летом фильм «Хозяйки Удоры», он о жителях деревни Кривое в Удорском районе Республики Коми и о чудесном сохранившемся у них празднике Параскевы Пятницы. Также у нас в производстве фильм, который будет посвящён столетнему юбилею Республики Саха. Надеюсь, что в следующем году наша студия сделает полнометражный документальный фильм о народах, проживающих на территории Якутии. Ещё несколько фильмов сейчас в работе находятся, но я пока оставлю это тайной.

 

Беседовала Светлана Абделаал,

фото из архива героини