"Масляные" поезда

"Масляные" поезда

В 2017 году в село Эстония приехало много гостей, земляков. Отмечали 120-летие села. Среди гостей был и иеромонах  Никандр Речкунов, настоятель Свято-Иоанновского храма села Усть-Чарышская Пристань.  Что связывает эстонцев-лютеран и православного священника? Как оказалось, в Усть-Чарышском  в начале 20 века тоже была заметная прослойка эстонцев- маслоделов и деловых людей.

Конечно, переработкой молока занимались тогда многие.   На Алтае было около 300 маслозаводов. Но  эстонские маслоделы играли далеко  не последнюю роль. Как и русские, немецкие  мастера и крестьяне, сдатчики молока. И буренки, которые нагуливали бока на прекрасном алтайском разнотравье.

Ученый Валерий Скубневский пишет, что с алтайских заводов масло отправляли   в Европу  в бочках, уложенных в телегу и накрытых рогожей или брезентом.  Чтобы не растаяло и не испортилось,   летом его  везли  только утром или вечером , жару пережидали в роще или в лесу.  Отправляли на пароходах по Оби в Новониколаевск (Новосибирск). Отсюда масло на специальных, масляных, поездах отправляли в порты Прибалтики.  Там были особые, «хитрые» вагоны – снаружи деревянные,а  внутри обшитые металлом. Опять же, чтобы алтайское  маслицо не утратило  в пути своих кондиций.  На запад каждую неделю уходило до 12−14 таких поездов.

Дивное сиянье

Первую весточку из прошлого подкинула настоятелю  судьба в виде деловой переписки  торговых компаний и...перламутровых бус, которые лежали в самотканой тряпочке. Их нашли в 2012 году  рабочие, ремонтируя столетний  дом , где когда-то жил священник.

"Если смотреть на расстоянии - ничего особенного, размером чуть более спичечной головки. Но вблизи они замечательны, - рассказывает отец Никандр. - Перламутр уникален - при соприкосновении  с телом при температуре 36, 6 начинает светиться и переливаться дивным сиянием. Он с берегов Балтийского моря».

 Когда-то в наши края стремились иностранцы. Жирность у сибирского молока была до 7%". Предприниматели торовых компаний "Карлъ IЕргенсенъ" и "Русско-Шведского торгово-промышленного товарищества" рассматривали Алтай как уникальную производственную площадку  и охотно закупали продукцию.

Сепараторы "от нечистого"

Это был первый знак. Найденные бумаги  подтолкнули священника к архивным поискам, к сотрудничеству с учеными и частными исследователями. Например, много данных предоставила Виктория Коринова, которая занимается историей села Огни, входившей в Нижне-Чарышскую волость.

В селе были представительства датских и шведских фирм, работали  торговые и  доходные дома. Приходили эстонские газеты. Работали целые кланы. "Когда сибирское масло впервые появилось на английском рынке, то его первые партии были "арестованы". Не могли поверить англичане, что в масле возможно такое низкое содержание воды - 11, 6%. Думали, фальсификат. Но проверили и с тех пор сибирское масло предпочитали всем другим".

Открылись уникальные судьбы эстонцев- хозяев, менеджеров, организаторов производства. Маслозаводами руководил купец лютеранской веры Иван Абрамович Саров. На расстоянии, из Петербурга. Через своих доверенных управляющих Г.М.Ребане и И.И. Ервъ.

Елбанским маслозаводом руководил Паульмайстер. В селе Огни работал Адам Кивест. Чистюньским маслозаводом командовали Дидрихс и Седер.Усть-Алейским - Майстер Юрьгенсон.

Не все шло как по маслу. Отец Никандр отмечает: "В маслоделии важно доверие крестьян- сдатчиков молока. А с этим были проблемы. Люди думали, что новая техника - сепараторы де Лаваль "от нечистого", портит коров, вызывает падеж скота и даже неурожай. Пришлось управляющему продемострировать толпе любопытных выработку масла посредством сепаратора и маслобойки. После этого крестьяне начали доставлять молоко".

А вот конкурент купца Сарова Э.Ф.Эсман, как выяснил отец Никандр, не имел опытных, ответственных,  подготовленных кадров. Его управляющий не справился. Сохранился рапорт Бийского уездного исправника Томскому губернатору  о недовольстве крестьян села Ново-Обинское Бийского уезда. В рапорте сообщалось. что крестьяне Ново-Обинки самовольно закрыли завод в 1901 году. Прекратили сдачу молока и препятствовали привозу сливок из соседних сел: "...завод Эсмана содержится крайне неопрятно и распространяет зловоние, заражает воздух селения...легко может развиться эпидемическая болезнь и вообще в таком виде завод не может существовать".

По разным причинам маслозаводы переходили из рук в руки. Где-то их продавали по доброй воле, а иногда просто "отжимали".  Одни владельцы оказывались умелыми и рачительными. Но не всегда. Отсутствие культуры маслоделия и жажда быстрой  наживы  не раз  подводило тех, кто приходил на смену первым собственникам-эстонцам.

Знаки отца Иоанна

Вообще жизнь Усть-Чарышского в начале 20 века и судьба маслоделия на Алтае - еще ждет своих пытливых исследователей и летописцев, хранит немало тайн и находок, уверен Отец  Никандр.

Он намерен продолжить исследования. Уже снял документальный фильм. Без бюджета и за один день.  Побывал в Эстонии. Было непросто найти средства.

Вспоминает отец Никандр:

"Поехать – это хорошо, но на какие деньги? У нас стройка храма  шла, еле концы с концами сводили. И тут не обошлось без помощи Иоанна Кронштадтского, чье имя носит наш храм. Вызывает меня Преосвященнейший владыка нашей епархии, ныне митрополит (Барнаульский и Алтайский) Сергий (а он почти 20 лет служил в Эстонии, из них пять – в Пюхтицком женском монастыре) и пишет: для научной работы отцу Никандру выдать 50 тыс. руб.

Вот я и думаю: Пюхтицу кто благословил? Иоанн Кронштадтский. А когда заходил в кабинет владыки, то одна матушка говорит: у меня есть икона Батюшки, книга, которые были выпущены еще при его жизни. Я понял, что это знаки, что это отец Иоанн помогает нам и невидимо осуществляет наблюдение за нашими действиями.

Теперь есть идея снять целый цикл о наших селах, которые находятся в плачевном состоянии или умерли, хотелось, чтобы в истории о них осталась память"...

А в восстановленном доме священника теперь музей, и сам настоятель водит экскурсии, рассказывает о прошлом – о найденных документах, о бусах. О полезных делах, мастерстве и  деловой хватке предков, былой славе алтайского масла.  То, что делали на нашей земле предки, не должно быть забыто и утрачено. А их имена – восстановлены. Чтобы не прервалась память , а все события и факты  были  навечно нанизаны на одну прочную нитку, как перламутровые бусы. 

Костры и родина

Волны истории  раз за разом забрасывали   переселенцев на Алтай. Работных людей и служилых,  рудознатцев и землепашцев,  маслоделов и ремесленников. Русских и эстонцев,   немцев и поляков, украинцев и белорусов, татар и армян. 

Они жили, любили, растили детей, поднимали свои села и свой край, воевали.

Потом был «отлив». И осталось два эстонца в селе Эстония. Ветхие документы и бусы в селе Усть-Чарышское. Архивные сведения. И потомки маслоделов и литейщиков  бережно разглядывают старые фото, переводят книгу со староэстонского, переписываются с земляками из разных стран. Мечтают снова собраться. И вспоминают детство  и молодость, родителей, соседей и друзей. Тяжелый труд. Свои hard daу nights.  Ночные костры и песни в поле.

 Когда над головой мерцали сибирские   звезды, а им  слышался рядом плеск балтийской волны.

Наталья Андронова

Олег Купчинский

22.11.2021