"Масляные" поезда
В 2017 году в село Эстония приехало много гостей, земляков. Отмечали 120-летие села. Среди гостей был и иеромонах Никандр Речкунов, настоятель Свято-Иоанновского храма села Усть-Чарышская Пристань. Что связывает эстонцев-лютеран и православного священника? Как оказалось, в Усть-Чарышском в начале 20 века тоже была заметная прослойка эстонцев- маслоделов и деловых людей.
Конечно, переработкой молока занимались тогда многие. На Алтае было около 300 маслозаводов. Но эстонские маслоделы играли далеко не последнюю роль. Как и русские, немецкие мастера и крестьяне, сдатчики молока. И буренки, которые нагуливали бока на прекрасном алтайском разнотравье.
Ученый Валерий Скубневский пишет, что с алтайских заводов масло отправляли в Европу в бочках, уложенных в телегу и накрытых рогожей или брезентом. Чтобы не растаяло и не испортилось, летом его везли только утром или вечером , жару пережидали в роще или в лесу. Отправляли на пароходах по Оби в Новониколаевск (Новосибирск). Отсюда масло на специальных, масляных, поездах отправляли в порты Прибалтики. Там были особые, «хитрые» вагоны – снаружи деревянные,а внутри обшитые металлом. Опять же, чтобы алтайское маслицо не утратило в пути своих кондиций. На запад каждую неделю уходило до 12−14 таких поездов.
Дивное сиянье
Первую весточку из прошлого подкинула настоятелю судьба в виде деловой переписки торговых компаний и...перламутровых бус, которые лежали в самотканой тряпочке. Их нашли в 2012 году рабочие, ремонтируя столетний дом , где когда-то жил священник.
"Если смотреть на расстоянии - ничего особенного, размером чуть более спичечной головки. Но вблизи они замечательны, - рассказывает отец Никандр. - Перламутр уникален - при соприкосновении с телом при температуре 36, 6 начинает светиться и переливаться дивным сиянием. Он с берегов Балтийского моря».
Когда-то в наши края стремились иностранцы. Жирность у сибирского молока была до 7%". Предприниматели торовых компаний "Карлъ IЕргенсенъ" и "Русско-Шведского торгово-промышленного товарищества" рассматривали Алтай как уникальную производственную площадку и охотно закупали продукцию.
Сепараторы "от нечистого"
Это был первый знак. Найденные бумаги подтолкнули священника к архивным поискам, к сотрудничеству с учеными и частными исследователями. Например, много данных предоставила Виктория Коринова, которая занимается историей села Огни, входившей в Нижне-Чарышскую волость.
В селе были представительства датских и шведских фирм, работали торговые и доходные дома. Приходили эстонские газеты. Работали целые кланы. "Когда сибирское масло впервые появилось на английском рынке, то его первые партии были "арестованы". Не могли поверить англичане, что в масле возможно такое низкое содержание воды - 11, 6%. Думали, фальсификат. Но проверили и с тех пор сибирское масло предпочитали всем другим".
Открылись уникальные судьбы эстонцев- хозяев, менеджеров, организаторов производства. Маслозаводами руководил купец лютеранской веры Иван Абрамович Саров. На расстоянии, из Петербурга. Через своих доверенных управляющих Г.М.Ребане и И.И. Ервъ.
Елбанским маслозаводом руководил Паульмайстер. В селе Огни работал Адам Кивест. Чистюньским маслозаводом командовали Дидрихс и Седер.Усть-Алейским - Майстер Юрьгенсон.
Не все шло как по маслу. Отец Никандр отмечает: "В маслоделии важно доверие крестьян- сдатчиков молока. А с этим были проблемы. Люди думали, что новая техника - сепараторы де Лаваль "от нечистого", портит коров, вызывает падеж скота и даже неурожай. Пришлось управляющему продемострировать толпе любопытных выработку масла посредством сепаратора и маслобойки. После этого крестьяне начали доставлять молоко".
А вот конкурент купца Сарова Э.Ф.Эсман, как выяснил отец Никандр, не имел опытных, ответственных, подготовленных кадров. Его управляющий не справился. Сохранился рапорт Бийского уездного исправника Томскому губернатору о недовольстве крестьян села Ново-Обинское Бийского уезда. В рапорте сообщалось. что крестьяне Ново-Обинки самовольно закрыли завод в 1901 году. Прекратили сдачу молока и препятствовали привозу сливок из соседних сел: "...завод Эсмана содержится крайне неопрятно и распространяет зловоние, заражает воздух селения...легко может развиться эпидемическая болезнь и вообще в таком виде завод не может существовать".
По разным причинам маслозаводы переходили из рук в руки. Где-то их продавали по доброй воле, а иногда просто "отжимали". Одни владельцы оказывались умелыми и рачительными. Но не всегда. Отсутствие культуры маслоделия и жажда быстрой наживы не раз подводило тех, кто приходил на смену первым собственникам-эстонцам.
Знаки отца Иоанна
Вообще жизнь Усть-Чарышского в начале 20 века и судьба маслоделия на Алтае - еще ждет своих пытливых исследователей и летописцев, хранит немало тайн и находок, уверен Отец Никандр.
Он намерен продолжить исследования. Уже снял документальный фильм. Без бюджета и за один день. Побывал в Эстонии. Было непросто найти средства.
Вспоминает отец Никандр:
"Поехать – это хорошо, но на какие деньги? У нас стройка храма шла, еле концы с концами сводили. И тут не обошлось без помощи Иоанна Кронштадтского, чье имя носит наш храм. Вызывает меня Преосвященнейший владыка нашей епархии, ныне митрополит (Барнаульский и Алтайский) Сергий (а он почти 20 лет служил в Эстонии, из них пять – в Пюхтицком женском монастыре) и пишет: для научной работы отцу Никандру выдать 50 тыс. руб.
Вот я и думаю: Пюхтицу кто благословил? Иоанн Кронштадтский. А когда заходил в кабинет владыки, то одна матушка говорит: у меня есть икона Батюшки, книга, которые были выпущены еще при его жизни. Я понял, что это знаки, что это отец Иоанн помогает нам и невидимо осуществляет наблюдение за нашими действиями.
Теперь есть идея снять целый цикл о наших селах, которые находятся в плачевном состоянии или умерли, хотелось, чтобы в истории о них осталась память"...
А в восстановленном доме священника теперь музей, и сам настоятель водит экскурсии, рассказывает о прошлом – о найденных документах, о бусах. О полезных делах, мастерстве и деловой хватке предков, былой славе алтайского масла. То, что делали на нашей земле предки, не должно быть забыто и утрачено. А их имена – восстановлены. Чтобы не прервалась память , а все события и факты были навечно нанизаны на одну прочную нитку, как перламутровые бусы.
Костры и родина
Волны истории раз за разом забрасывали переселенцев на Алтай. Работных людей и служилых, рудознатцев и землепашцев, маслоделов и ремесленников. Русских и эстонцев, немцев и поляков, украинцев и белорусов, татар и армян.
Они жили, любили, растили детей, поднимали свои села и свой край, воевали.
Потом был «отлив». И осталось два эстонца в селе Эстония. Ветхие документы и бусы в селе Усть-Чарышское. Архивные сведения. И потомки маслоделов и литейщиков бережно разглядывают старые фото, переводят книгу со староэстонского, переписываются с земляками из разных стран. Мечтают снова собраться. И вспоминают детство и молодость, родителей, соседей и друзей. Тяжелый труд. Свои hard daу nights. Ночные костры и песни в поле.
Когда над головой мерцали сибирские звезды, а им слышался рядом плеск балтийской волны.
Наталья Андронова
Олег Купчинский
22.11.2021