История одной станицы
Я потомственный кубанский казак, и хочу поведать читателю о своей малой родине – станице Кардоникской. Там родились мои отец, дед и прадед, там до сих пор живет много моих родственников.
Станица Кардоникская находится в Зеленчукском районе Карачаево-Черкессии. Сейчас там проживает около 7 тысяч человек, а начиналось все с 17 казаков, прибывших охранять новую оборонительную линию.
История станицы уходит корнями в зарождение Кубанского казачества. В далеком 1829 году в ходе Кавказской войны русское командование заложило новую Зеленчукскую оборонительную линию по реке Большой Зеленчук. В неё вошла и станица Кардоникская, основанная в 1859 году. Названия своё станица получила от реки Ник на которой находилась и от слова «кордон».
В те годы Кардоникская была обнесена глубоким двухметровым рвом и окружена лесами. Все донесения и просьбы отправляли в Армавир. Один из старожилов станицы Кардоникской описал её так: «В моих воспоминаниях станица Кардоникская в Карачаево-Черкесии была небольшим, аккуратным посёлком. Дома с резными ставнями, широкие улицы, цветущие палисадники, тихая с определённым ритмом и колоритом жизнь».
Гостей станицы поражало, с каким почтением местные жители соблюдали традиции. Осторожно и бережно казаки относились к своей военной форме и национальной одежде. Вся красота казачьих обрядов проявлялась на свадьбе. Участники праздника скрупулёзно исполняли все правила и выдерживали все требования к костюмам новобрачных.
С широким размахом казаки отмечали все праздники, особенно православные. С особым почтением станичники относились к старшему поколению. Пожилым всячески помогали и внимали их советам. В каждом доме были рады любому гостю, не было различия между мусульманином и христианином. Кардоничане были очень дружными и трудолюбивыми, помогали друг другу от постройки домов, до обработки земли. У молодых в станице работы хватало, поэтому они не хотели уезжать из станицы, а наоборот — строили дома, продолжали соблюдать все традиции, предаваемые из поколения в поколение.
Стоит отметить, что изначально Кубанского казачества не существовало. Были две основные ветви казачества - Донское и Запорожское. Но ситуация изменилась в XVIII веке, когда Россия получила в свои владения Речь Посполитую, и надобность сдерживать польский натиск запорожцами отпала. В тоже время на юге Османская империя потеряла свои владения (Крым) и нападения крымских татар прекратились. Екатерина II решила распустить Запорожское войско, поручив это Потёмкину. Однако части казаков такое решение не понравилось, и они перешли на службу к султану.
В противовес этому в начальный период очередной русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Потёмкин создаёт Черноморское казачество из бывших запорожских казаков. Но из-за нехватки людей, ему пришлось привлекать народ из разных социальных слоёв. После войны казаки не успевают получить обещанные князем земли, так как тот умирает. Казаки едут в Москву и требуют аудиенции с Екатериной II. После долгого ожидания, они все же попадают на прием к императрице. Екатерина выслушала просьбу и отдала черноморцам Правобережную Кубань. С этого момента, можно считать, и началось освоение Кубани казаками. Вторая волна переезда казаков на Кубань случилась, когда донских казаков перебрасывали на пограничные земли, чтобы отражать нападения кавказцев. В результате этого произошло складывание русской этнографической группы в форме Кавказского линейного казачьего войска.
В 1860 году приказом императора Александра II Черноморское казачество стало называться Кубанским. Именно эту дату можно считать годом основания Кубанского казачества. Костюм кубанского казака имел свои отличия и во многом был похож на одежду горцев. Он состоял из рубахи, бешмета, шаровар, мундира в виде чекменя или черкески, башлыка и бурки, на голове носили папаху, так же носили сапоги или чувяки, которые шили точно по ноге.
Из вооружения у кубанских казаков были: винтовка, кинжал, шашка или сабля. Для телесного наказания своих же провинившихся однополчан использовалась нагайка.
Жители станиц давали другим прозвища, например, тех, кто жил на границе - кордоне называли «пушкарями и кордонцами». В станице была большая базарная площадь, сюда свозили товары со всего Краснодарского края. До революции в станице работали мельницы, маслобойня и маслосырзавод.
Во время революции Кордоникскую и соседние станицы занял генерал Шукро. После поражения белых, на смену пришли красные и начали «расказачивание»: изъяли оружие, многих раскулачили. Казаков которые, пособничали белым, расстреляли.
Существует легенда моего рода, что наш предок был пленным венгром, который ещё в XIX веке был привезен в станицу. Он носил фамилию Гежа, со временем прижился в Кардоникской и обзавёлся семьёй. Так и появилась эта необычная фамилия. Все мои прадеды прошли Великую Отечественную войну. При советской власти мои родственники сохраняли традиции казачества, ходили в церковь, праздновали Пасху, берегли казачью форму и умели превосходно ездить верхом.
Сейчас, к сожалению, из-за дефицита рабочих мест, молодёжь разъезжается из станицы в близлежащие города. Надеюсь, в скором времени ситуация изменится и работа появится. Не хотел бы, чтобы моя родная станица Кардоникская опустела.
АНТОН ГЕЖА
22.11.2021