Ольга Бренер: "Мы, журналисты, тоже должны формировать межконфессиональный мир"

 Ольга Бренер:  "Мы, журналисты, тоже должны формировать межконфессиональный мир"

 Воронежская журналистка Ольга Бренер побывала на Восьмом Международном межрелигиозном форуме. Она рассказала нам о том, какие впечатления он оставил, как её приняли в Дагестане и как она представила воронежский опыт.

- Ольга Вячеславовна, расскажите в двух словах что такое Дагестанский межконфессиональный антитеррористический форум? И почему вы туда направились?

- Об этом форуме я узнала совершенно случайно из социальных сетей. Организаторы, видимо, отслеживают публикации российских журналистов по теме межконфессиональных отношений. Я делала несколько работ на тему межнациональных и межконфессиональных отношений. Мне позвонили из управления республиканской национальной политики и пригласили меня на форум. Я узнала, что он проводится в Дагестане уже в восьмой раз. Для этого есть свои причины. Еще начиная с конца прошлого века множество террористических актов в Дагестане возникали на религиозной почве. Было убито множество лидеров мусульман - имамов. Происходило все это на уровне обыденной жизни, поэтому нужно было срочно менять сознание людей, приводить их к равновесию и правильному межконфессиональному балансу. Именно для этого был задуман  форум изначально. Его особенность в том, что это не просто «жест доброй воли»  государственной власти. Этот форум создан совместно с лидерами всех трех конфессий на территории Дагестана. Православная церковь, мусульмане и иудеи тесно взаимодействуют между собой и с республиканской властью. При полной поддержке конфессий и был организован этот форум. Он стал достаточно популярным не только среди духовных лидеров республики, журналистов, но также и среди простого населения. И уже далеко за пределами Дагестана и даже России.

- Вы там выступали. Скажите, о чем вы докладывали? И представляли ли вы как-то воронежский опыт?

- Я рассказывала  о воронежском межнациональном опыте с начала XХI века. Проводила параллели между межнациональным миром внутри воронежского сообщества и балансом всех органов и ветвей власти. Именно воронежский опыт очень ярко и даже драматично отразил эту зависимость. Долгое время я работала в Тольятти, а потом вернулась на родину – в Воронеж. И увидела  в «нулевых» здесь этот сложный, иногда просто курьезный раскол внутри самой местной власти.  Сплошные митинги,  публичная борьба друг с другом и разногласия.  Все это моментально сказалось на межконфессиональном и межнациональном мире Воронежской области. Последней каплей было убийство перуанского студента строительного университета. С друзьями он прогуливался днем по парку «Олимпик». На них напали скинхеды, от полученных травм юноша скончался. Эта трагедия тогда прогремела на весь мир. Воронеж стали называть российской столицей ксенофобии.

Было также выступление на Советской площади лидера национал-социалистического общества Дмитрия Румянцева. Он читал публично запрещенный «Майн кампф» (книга запрещена в России), призывал к физическому изгнанию из России всех «кавказоидов». Это все тогда не добавило репутации нашему региону.  И только когда пришел новый губернатор, когда настроилось взаимодействие всех органов власти, ситуация изменилась  принципиально. Тогда со скрипом и трудностями, но  Воронеж начал приходить к новым путям поиска мира и согласия в местном межнациональной палитре. В первую очередь это было связанно с организацией первой в России областной Национальной палаты при губернаторе. В нее вошли лидеры национальных общин, проживающих в Воронежской области. Это стало главным инструментом для «разруливания» и баланса многих сложных процессов, назревших и в национальных общинах, и в самом местном сообществе. Ведь наш регион считается моноэтническим, больше 90 % населения составляют православные русские люди.  И очень маленький сегмент, в котором проживает больше 170 других национальностей. А меньшинство, как известно из законов политологии, всегда более активно инертного большинства. Там всегда –  настоящее броуновское движение. Благодаря работе Национальной палаты и взаимодействию всех общественных сил и органов власти это движение стало упорядоченным, начался прямой и открытый диалог.

- Что поразило Вас или что Вам понравилось больше всего из выступления других участников форума?

- На меня произвело сильное впечатление  выступление заместителя министра по национальной политике и вопросам религий Дагестана Мурада Шафиева. Дагестан, оказывается, в терактах потерял около 70 богословов. В них стреляли вероломно, исподтишка. Сейчас терроризм молодеет, и уже не сотни, а тысячи молодых дагестанцев оказались в деструктивной сфере. Если раньше туда вербовали из вузов, то теперь это уже учащиеся колледжей. Уже выявлены 14-15-летние, которые готовили теракты на Северном Кавказе. Выход, который нашли в Дагестане помимо укрепления силового блока, – это объединение местных духовных лидеров православия, ислама, иудаизма с органами власти. Именно этот опыт должен быть  полезен для всей России. А вот по словам главного муфтия Дальнего Востока Рамазана Алиева, сказанным на форуме, сейчас в России теракты и массовые убийства все чаще совершают так называемые безбожники. И как быть с ними? А заместитель муфтия Якутии Нурудин Нурудинов рассказал, что в Республике Саха уже традиционным стал диалог с язычниками и что пора начинать взаимодействие не только "между собой", но и с представителями не аврамических религий и даже с атеистами: "потому что на уровне логики и общечеловеческих понятий наши ценности очень схожи".  Мне эта мысль самого северного муфтия России и всего мира показалась  очень важной в современных реалиях. В ходе встречи к этому диалогу решили приглашать также известных российских блогеров. А мое, «воронежское», предложение на форуме  - приглашать на это событие в Дагестан также лидеров русских национальных общественных организаций, которые объединяются для сохранения самобытности русской культуры. Потому что сейчас, на фоне этнического ренессанса многих народов в России явный публичный дефицит русской идентичности. Многих из таких русских активистов стали называть националистами, "дали по рукам", и некоторые действительно ушли в радикалы. Между тем, они могли бы также участвовать в межконфессиональном диалоге и способствовать укреплению мира в этой сфере. Мурад Шафиев пообещал учесть это предложение при организации следующего форума.

- Какие у вас остались впечатления? Заметили ли вы разницу в организации мероприятий или менталитете в Воронеже и Дагестане?

- В Воронеже, к счастью, нет необходимости в проведении таких мероприятий. У нас они проводятся, но в основном приурочены к определенным датам, например, к Международному Дню борьбы с терроризмом. В Дагестане же проведение таких мероприятий – это насущная необходимость.

Я была в Дербенте – он считается самым древним городом. За всю его древнюю историю там не было ни одного конфликта на межнациональной и межконфессиональной почве. Очень дружно живут между собой мусульмане, евреи, русские. Мусульмане ходят в православные церкви на православные праздники, свободно могут прийти в синагогу к евреям. Дербент – тесное и дружелюбное межконфессиональное пространство.

У меня остались самые добрые впечатления от форума. Меня поразило тепло, с которым тебя встречают в Дагестане  на каждом шагу – это, судя по всему, вообще свойство восточного человека. Для него гость намного выше по статусу, чем сам хозяин. Когда ты приезжаешь в Дагестан, то действительно начинаешь себя чувствовать особо почетным гостем, не зависимо от того, кто ты – простой турист или участник форума. Вот недавно был инцидент в московском метро, почти одновременно с форумом. То есть в Дагестане  очень гостеприимный для всех народов форум, а в Москве дагестанцы избивают русского парня в метро. Вроде бы есть здесь некоторый ситуативный диссонанс. Но на форуме, хоть он проводился и за неделю до инцидента, тоже обсуждали, как сделать так, чтобы дагестанцы, приезжая в другие регионы, чувствовали себя ответственными за всех своих земляков.

- Что вам больше всего понравилось в Дагестане? Как бы вы описали этот регион, его лицо, его специфику?

- Мне понравилась яркая палитра народов. Это самый многонациональный регион России. Здесь проживает порядка сорока национальностей. И если говорить вне контекста терактов, то люди там умеют просто наслаждаться жизнью, независимо от статуса, возраста и достатка. Этому надо у дагестанцев поучиться нам, привыкшим жить в рабочем цейтноте и хроническом стрессе «по всем фронтам». Поучиться безусловному почитанию старших, уважению к женщине.  В Дербенте я могла одна безопасно гулять ночью. На лице не встретила ни одного брошенного кота и собаки. Есть уличные животные, но все они накормленные и обласканные. Животные не боятся людей. А во многих дворах и домах даже не запирают на ночь двери. И вот как эти добрые традиции уживаются рядом с реальными вызовами терроризма и экстремизма, для  меня пока загадка. На стыке веков один известный имам Дагестана сказал: «Купить меня – не хватит денег, а запугать не хватит сил». Потом его подрывают в машине вместе с дочерью, когда семья подъехала к мечети на намаз. Вот такие контрасты происходят на одной и той же земле.

- Вы - один из воронежских журналистов, который работает в сфере межэтнической журналистики. Можете ли вы сравнить, как здесь работают на эту тему и как на Кавказе?

- В Воронеже как таковой межэтнической журналистики нет. Есть отделение Гильдии межэтнической журналистики, но оно пока работает в основном со студентами. В самой воронежской прессе статьи на тему межнациональных и межконфессиональных отношений пока не стали профессиональной традицией. А вот в Дагестане  это действительно традиция и многолетний опыт. Есть издания на языках разных народов. В минувшем октябре в Дербенте прошел фестиваль «Кавказ обетованный», посвященный еврейской культуре. Здесь все межэтнические инструменты работают как бы сами собой, очень органично, потому что предопределены самой древней историей многонационального Дагестана. Но наверняка еще и просто, что называется «Восток - дело тонкое», и многие вещи, процессы в обществе не лежат на поверхности, и за восемь дней до них не «докопаться».

- Понятно, что последние пару лет были трудными для журналистики. Есть ли какие-то интересные проекты за это время по теме межнациональной? Есть ли у нас темы, по которым можно развивать тему межэтнической журналистики?

- Я регулярно веду проект по межнациональной кухне. Через кухню показываю традиции, культуру и проблемы определенной нации Воронежской области. Также моя авторская рубрика в газете «Берег» - «Соседи по стране», которая посвящена миграционным проблемам внутри региона.  Воронеж давно стал «перекрёстком семи дорог».  Сейчас из-за пандемии изменились условия приезда мигрантов, некоторые просто «зависли» в России, не могут выехать. Сейчас появилось много информации по поводу криминала среди гастарбайтеров.  На фоне разовых случаев начинает формироваться образ гастарбайтера  как злодея и врага России. На самом деле подавляющее большинство «рабочих рук» из стран Средней Азии – законопослушные, трудолюбивые, доброжелательные люди. И моя задача как журналиста – повернуть всех нас лицом друг к другу, помочь увидеть это именно человеческое лицо, а не тот медиа-образ, которые навязывается рядовым воронежцам в чьих-то интересах или по причине чьих-то субъективных убеждений. Разобщение, восприятие всего чужого как «чуждого» и даже «вражеского» - это такая же зараза, как и любой другой вирус. «Подцепишь» - потом придется долго восстанавливать здоровое восприятие. Если вообще придется. Я убеждена, что журналистика должна быть механизмом сохранения мира в обществе, в том числе и межконфессионального. Но ни в коем случае не наоборот.

Беседовала Екатерина Дыгало

21.11.2021