Один билет до Рождества
Купленный билет на руках, место у окна и молчаливый попутчик рядом. Впереди неблизкий путь – путь к храму, который не один век был главным символом веры нескольких деревень Большесельского района Ярославской области. Чем он живёт сегодня, и помнят ли его богатую историю люди?
Автобусами в Гостилово
Поездка выдалась долгой и мокрой. Деревня, куда мы направляемся, находится по пути между Ярославлем и Рыбинском. Сначала необходимо доехать на автобусе до Большого Села, после чего на одном из четырех автобусных рейсов – до Гостилово. Казалось бы, всего 69 км, но добираться из-за расписания транспорта пришлось два с половиной часа.
Стоял густой тяжёлый туман, моросил серенький дождь, всё вокруг казалось выцветшим и пошарпанным. Такая атмосфера отлично подходила для созерцания громады храма (по сравнению с местными домиками), эффектно впивающегося в тучи поодаль.
Располагается он в маленьком селе Рождество, где жилых домов осталось всего около трёх. В основном прихожанам храма сегодня являются люди из соседней деревни Гостилово. Деревня это небольшая, но достаточно старая. Большинство домов в ней, конечно, относительно новой постройки, но здесь всё ещё можно встретить несколько изб довоенной постройки.
Храм как «корабль»
Первая остановка – в библиотеке деревни Рождество. Здесь можно узнать, что история храма Рождества Христова начинается ещё до 1596-го года, когда в селе появился деревянная церковь. Кирпичное же здание было возведено в 1794-м на деньги прихожан и позже достраивалось при особом участии петербургского купца И.С. Крючкова.
Сейчас храм реставрируется с соблюдением традиции, начатой ещё в 18 веке. Работы ведут на пожертвования неравнодушных прихожан и ценителей православной культуры.
Сам храм представляет собой величественное сооружение, окружённое небольшим кладбищем. Почерневший от времени купол колокольни эффектно контрастирует с уже отреставрированными, блестящими позолотой куполами летнего придела.
Композицию храм имеет традиционную – «кораблём», архитектура выдержана в стиле классицизма. Здесь чувствуешь дух истории, о которой сегодня можно лишь догадываться, вглядываясь в потускневшие окна. Но не всегда было так. Когда-то храм был живым и наполненным прихожанами.
«Человеком он был смелым»
Живым его делали личности, в нём проповедовавшие. Например, Владимир Иванович Торопов, служивший настоятелем храма с 1918 по 1929 годы.
Человеком он был смелым. Отец Владимир позволял себе выпады в адрес местной власти. Например, включал в свою ведомость о доходах «15 руб., полученных с какого-то коммуниста за похороны его отца», а также выписывал журнал «Антирелигиозник» для того, чтобы на его основании указывать на недостатки коммунистов и вести проповеди «о росте религии».
Местные власти на его фоне выглядели откровенно нелепо, чего только стоит протокол одного из заседаний: «Вместе с тем они (попы), учитывая слабость нашей культработы в художественной области, бьют на эффект в богослужении (Торопов – настоящий «артист»), украшают храм иллюминациями и т.д.» (из «Протоколов заседаний при губкоме ВКП 1926, 1927 г.г.»).
Неудивительно, хоть и совершенно несправедливо, что в 31-м году его сослали в Казахстан.
Потёртые лики святых
Сегодня у храма нет своего священника. Службы в нём проводит благочинный местных приходов протоиерей Сергий Сабадаш из Большого Села, расположенного в 15 км от Рождества.
Несмотря на то, что в день моего приезда настоятеля на месте не было, мне позволили войти в храм. Внутри он оказался ещё более красивым, чем снаружи. Сверху на меня смотрели потёртые лики святых. Узор на потолке хоть и размыт, что придаёт шарм всему убранству, всё равно узнаваем.
Высота потолка при входе в помещение летнего придела, в котором сейчас идёт реставрация, словно прижимает к земле. Огромный иконостас уходит ввысь. В грязных от строительной пыли окнах виднеются выцветшие витражи. Отсутствующее освещение только усиливает эффект от величия увиденного.
Дочери – крестик, жене – брошь
Несложно представить, как когда-то здесь служили такие люди, как Симеон Лукич Фокин. Он был настоятелем храма в Рождестве с 1929 по 1941 годы.
В дореволюционные времена этот человек состоял регентом (руководителем церковного хора) при двух великих князьях Романовых: Константине (в Мраморном дворце) и Дмитрии (Флоро-Лаврская церковь Дубровского конного завода). Более того, князь Дмитрий сделал подарок семье Фокина: дочери – золотой крестик, а жене – золотую брошь. Подарок этот был в честь крестин дочери священника, на которых Дмитрий Романов выступал крёстным, пусть и заочно.
За всё время своей службы Симеон Фокин был награждён двумя медалями: Бронзовой – за освящение русского храма на Шипке (Болгария), и Золотой – «за усердие». По словам современников, Симеон Лукич был человеком скромным, добрым и неприметным, а потому никто, кроме архиепископа и уполномоченного по делам религии, не знал о дореволюционной жизни священника.
В 1941 году силами архиепископа Симеон Фокин был переведён служить в Ярославль. А на его место заступил священник Василий Иванович Шварев, который в 1929 году был репрессирован и вышел на свободу только в 1934-м. Даже в тяжёлые для религии советские времена храм не закрывался благодаря усилиям прихожан. И это один из немногих и потому ценных примеров.
Сберечь связь поколений
– Сегодня на службы в храм приходит всего несколько человек, да и те по праздникам. А так, только я одна на каждой службе бываю, – рассказывает послушница церковной лавки Людмила Аркадьевна.
Неудивительно, что храм опустел: молодёжь не так увлечена религией, да и не осталось её в деревне. Как колхоз расформировали, работы в деревне не осталось, молодёжь вся в город уехала. А пожилым добраться до храма не так просто, хотя путь сюда от Гостилово составляет всего 5-10 минут пешком. Да и приход храма уменьшился: в округе построены новые церкви. И всё же есть немало причин, почему не сохранить его было бы кощунством.
«Дать храму погибнуть – значит не только потерять веру, но и лишить наших потомков возможности увидеть величие и красоту историко-культурного, архитектурного, природного памятника страны, – это значит, разорвать связь поколений. Ту самую связь, без которой мы перестанем быть народом», – написано на странице храма на сайте www.rohr.cerkov.ru. И с этим трудно не согласиться. Поэтому стоит поблагодарить таинственных благотворителей, которые не дают культуре слежаться с грязью.
Матвей Чаусов
Фото Егора Новикова
Благодарим регента Федоровского Собора Людмилу Александровну Зуммер за предоставленные материалы о священниках, служивших при храме Рождества Христова.
21.11.2021