Не будем стадом

Не будем стадом

Что породило страх по отношению к мусульманам? Почему любое упоминание о них сопровождается презрительным взглядом многих псковичей? Подобная реакция – типичное следствие ложной информации. Вся королевская конница, вся королевская рать, не имея представления о концепции Ислама, судят мусульман, опираясь на слухи и пересуды. Руководитель таджикско-узбекской диаспоры Псковской области, глава регионального таджикского культурного сообщества Хаким Мирзоев побывал в Школе межэтнической журналистики при Псковском государственном университете. Он внес ясность в наше представление о догмате Ислама и рассказал студентам, с какими трудностями сталкиваются местные мусульмане и вообще альтруисты.

Очагом возгорания страха у людей является попытка мировых экстремистов свалить все свои преступления на религию. «Такими людьми управляют политика и деньги, они не имеют никакого отношения к Исламу, в экстремизме нет никакой религии», - утверждал Хаким Мирзоев. «Мусульмане видят, что в Сирии бомбят, но они же не говорят, что мусульман там убивают. Вы должны понимать, там же не сирийцы воюют, свою землю защищают, там есть: узбеки, таджики, чеченцы, дагестанцы, украинцы, американцы – много наций», - рассказал руководитель диаспоры.

Кроме того, большинство просто-напросто дезинформированы об элементарных понятиях мусульман. «Люди и, в частности, журналисты называют иногда вещи не своими именами». Хаким Мирзоев объяснил студентам значения слов, подверженных частому извращению смысла.

«Например, кто такие «шахиды». Шахиды – это наши деды, который защищали свою родину от фашистских захватчиков, а джихад – это стремление и усердие человека».

Неожиданностью для присутствующих стал рассказ главы регионального таджикского культурного общества об ошибке преподавателей истории Санкт-Петербургского университета, которые приезжали повышать квалификацию руководителей псковских диаспор и землячеств: «Я увидел надпись, которая дословно переводится «нет Аллаха, кроме Аллаха», но почему-то её, как всегда, перевели «нет Бога, кроме Аллаха». Вот я сижу рядом с вами и мне неудобно становится. Почему это мой Бог выше вашего Бога?».

Хаким Мирзоев указал преподавателям университета на эту ошибку, за что они были ему благодарны.  

На вопрос, что такое Коран, гость Школы межэтнической журналистики сказал, что эта книга - регламент примерного поведения для людей. «Любой человек должен вести себя примерно», - утверждает он.

«Для меня национальность не имеет никакого значения. Если перед Всевышним нет разницы, какой цвет кожи, какая национальность у человека, полный ли он, высокий ли маленький ли, то почему я должен придавать этой разнице значение?».

Хаким Мирзоев рассказал студентом, что уважение к людям и всему окружающему играет важную роль в жизни мусульман. Как известно, мусульманам нельзя употреблять алкоголь и даже находиться с ним рядом. «Вот как мне быть? Ко мне пришел человек, расстегнул кофту, достал бутылку коньяка, поставил на мой стол и говорит, что у него горе. Что я должен был делать? Сказать «Давай поговорим без коньяка, убери свой алкоголь»? Но этому человеку по его характеру и обычаям нужны эти 100 грамм. Он пришел со мной поговорить, зная, что я не пью. Я достал две рюмки, налил ему и себе, мы чокнулись, он выпил, а я нет. Как мне надо было поступить? Человек пришел выговориться, он выбрал меня, он не пошел к кому-то другому. Людей надо уважать, из всех существ, что Бог создал, важно не забывать про самого дорого Всевышнему – человека. Мы должны научиться уважать и любить людей, неважно кого. Ведь никто из нас не в праве судить человека, грешен ли он, не грешен – одному Богу известно», - повествовал руководитель диаспоры».

Выяснилось, что в Псковской области около 20 тысяч мусульман, которых негде хоронить по их обычаям. «В прошлом году мы похоронили одного деда в Печорах, потому что в городе нет мусульманских кладбищ. В последние минуты жизни люди просят, чтобы им читали Коран и хоронили по мусульманским обрядам. Для мусульман, живущих и знающих последнюю волю умирающего, её выполнение становится обязанностью: мы бросаем свою работу, идем хоронить бесплатно человека. На встрече с губернатором я два раза поднимал вопрос о земельном участке для кладбища ради стариков, которые не могут вернуться на родину, у них ведь все продано».

Кроме того, мусульманских граждан Пскова мучает проблема отсутствия места для молитв. Им не нужна мечеть, ведь они смогут не так часто её посещать, так как большое количество мусульман живет в отдалённых уголках Псковской области. «Мы просили арендовать место в городском культурном центре, чтобы хотя бы два раза в год собирать всех мусульман в одно место на молитву, можно даже под камерами. Никто не против, мы тоже за безопасность псковской земли. Приходящие на мольбу могли бы сдавать пожертвования для нуждающихся. Кому от этого плохо будет? Никому…», - переживает Хаким Мирзоев. Но все его попытки оказались тщетны из-за «осторожности» властей.

Даже организация светского праздника Навруза в ПсковГУ далась гостю Школы межэтнической журналистики тяжело, а ведь таджики пригласили туда инвалидов, участников Великой Отечественной войны: «Я воевал с администрацией области, с директором городского культурного центра, который не давал нам зал для репетиции этого мероприятия. Но ведь я пригласил на наш праздник ветеранов, и я не мог от них отвернуться, поэтому мне пришлось платить отдельно за свет и за репетицию, чтобы мероприятие состоялось».

Вот такие двойные стандарты у псковичей. Знайте же, если человек берется анализировать и распространять любую информацию, он должен в первую очередь ее изучить и убедиться в ее истинности, иначе человеку сулит стать частью панургова стада, распространяющего клевету, из-за которой другие страдают.

На фото - Хаким Мирзоев

Анна Маслякова, ученица Школы межэтнической журналистики в Пскове