"Радоваться с радующимися и плакать с плачущими": баптисты и их жизнь на Коми земле

"Радоваться с радующимися и плакать с плачущими": баптисты и их жизнь на Коми земле

Любой сыктывкарец или гость столицы Коми, прогуливаясь по Мичуринскому парку, замечал храм, выделяющийся среди разваливающихся хрущёвок и заурядных новостроек. Но если спросить у горожан, какой конфессии принадлежит это здание, каковы постулаты верующих, что молятся в нём, то практически никто ответить не сможет. Разве что самые наблюдательные из жителей отметят, что по воскресеньям к храму съезжаются какие-то люди, а под Рождество в окнах можно заметить переливающиеся гирлянды.

А между тем храм этот, именуемый “церковью Христа Спасителя”, принадлежит евангельским христианам-баптистам. Это небольшая, если сравнивать с православием, конфессия, исповедующая баптизм на территории бывшего СССР.

Живя недалеко от этого храма, мы даже и этого не знали. Но сейчас решили всё же попытаться разобраться, что из себя представляет это вероучение. Для этого мы посетили пару служб, а также взяли интервью у епископа Коми баптистов Василия Ивановича Легкого, чьими фразами будет украшен наш рассказ. К слову, он является также и первым пресвитером храма.  

 

“Это обычные люди...”

Конечно, первым делом хочется понять, кто же такие евангельские христиане-баптисты. Когда был задан этот вопрос Василию Ивановичу, то он сказал:

 - Это обычные люди, граждане нашей страны, которые читают Библию, нашедшие единомышленников, ходят в одну церковь.

 Да, это размытое определение не получится расположить на страничке Википедии… Но на самом деле оно очень хорошо характеризует всё баптистское вероучение. И это определение, и сама их вера просты. Именно слово “простота” идеально описывает их вероучение.

Оно зиждется на семи принципах.


Первый из них гласит о том, что только Ветхий и Новый заветы являются основой их веры. На моё безграмотное возражение о том, что это правило есть у всех христиан, Василий Иванович ответил, что в православии, например, за основу берутся ещё и предания.

Второй и третий принципы говорят о том, что церковь может состоять только из «возрождённых», то есть прошедших через крещение людей, и только они могут участвовать в различных ритуалах, проводимых в стенах храма.

Эти два принципа не означают, что если ты не в рядах Христовых, то перед тобой закроют двери или же вообще прогонят с территории, кидая в твою сторону проклятья. Любой желающий может зайти в храм и полюбоваться местным аскетизмом. А если прийти на службу, то можно ещё познакомиться с дружелюбием членов церкви. Когда мы были впервые на служении, с нами поздоровались несколько человек, которые ещё и похвалили нас за то, что мы посетили их церковь. А на второй службе уже пригласили в местный молодёжный клуб. В общем, баптисты очень доброжелательны и гостеприимны.

Четвёртый принцип звучит, как “независимость каждой отдельной поместной церкви”. Входящая в союз Евангельских христиан-баптистов церковь Христа-Спасителя не получает каких-либо директив “сверху” о том, сколько нужно провести служб и какие молитвы им читать. Также автономия проявляется в том, что храм живёт только на пожертвования членов церкви: никакие «денежные мешки» со стороны на них не падают. Сами же церкви являются ещё и равными, о чём гласит пятый принцип.

Шестой принцип – “свобода совести для всех”. Баптисты доброжелательны по отношению к другим религиям. Епископ прокомментировал это правило так: “Если люди не совершают преступлений, если они законопослушные граждане, то их религия – это их выбор. Кто я такой, чтобы им указывать?”.

Седьмой принцип, который прописан в Конституции РФ, но не всегда работает, это “отделение церкви от государства”.

 

“Иосиф Виссарионович помог в насаждении церквей в республике Коми”

Конечно, нельзя обойти и историю этой конфессии.
Василий Иванович начал свой рассказ о зарождении движения с правления Екатерины II. Баптизм, можно сказать, “приехал” вместе с немцами, которым императрица разрешила заселять русские территории. Епископ отметил, что для русских крестьян было в диковинку видеть людей, которые не увлекаются алкоголем и табакокурением, ведут здоровый образ жизни, собираются “на час молитвы” и поют. Интерес наших православных землепашцев, конечно, увеличивался: они приходили на собрания, чтобы узнать, что это за люди и что они тут делают. Ну, и многие потом оставались. Так это движение и росло.
Но нельзя забывать, что православие было государственной религией. Поэтому любые другие конфессии подвергались давлению. Не обошла эта участь и баптистов: их лишали наделов, что фактически обрекало семью на голодную смерть, ссылали подальше от столицы.

В Коми же баптисты появляются в 1920-е годы. Поначалу это были разрозненные группки, раскиданные по всей республике. В 1943 году, откуда Коми церковь и ведёт свою историю, было первое водное крещение.

 

Немалую роль в развитии баптистского вероучения в Коми сыграла ссыльная, репрессивная политика сталинской эпохи.

После смерти вождя, во времена Хрущёва, конечно, жить стало немного полегче. Не зря же его эпоху называют “оттепелью”. Но борьба с церковью хоть и перестала быть такой кровавой и бесчеловечной, но всё же продолжалась. Так, было запрещено крестить детей и молодёжь до 18 лет и даже водить их в храм. Были случаи, когда пастыри отправлялись насильно в психбольницы, где их “лечили”. По словам Василия Ивановича, были случаи и изъятия детей из верующих семей. Так продолжалось и во времена Брежнева, и только при Горбачёве борьба с верующими прекратилась.

В 1991 году началось строительство церкви Христа-Спасителя в Сыктывкаре. Она буквально строилась всем миром. Например, многие леспромхозы выделяли лес для постройки, который потом обменивался на кирпич. Кроме того, в Сыктывкар приезжали строители, каменщики и плотники из Молдавии, Украины и других стран.

1990-е годы отмечаются большим наплывом верующих в церковь. В один из тех годов покрестили около 50-ти человек. Для сравнения, в 2021-м примкнули к церкви всего около десяти прихожан.

Может показаться, что после развала СССР и по сегодняшний день жизнь баптистов упростилась. Отчасти это и так, но всё же порой они становились участниками конфликтов. Так, в 2009 году в епархиальной газете вышла статья “Осторожно: деструктивные движения, секты и культы!”. В ней баптисты назывались сектантами и “убийцами человеческих душ”. После публикации этой статьи ночью неизвестные выбили стёкла в храме. Баптистами было подано заявление в прокуратуру, где газета обвинялась в нарушении закона об экстремизме. Заявление было отклонено, но издание получило официальное предупреждение.

Также Василий Иванович добавил, что церковь встречала и сопротивление со стороны властей. Возникали проблемы по многим “техническим” вопросам: по оформлению земли, по сдаче в эксплуатацию помещений, по подключению газовых котлов, которое шло целых три года. Когда я спросил, почему же церковь получала такое сопротивление, епископ сказал, что предполагает, что позиционирующему себя православным тогдашнему мэру Сыктывкара было просто «не к лицу» принять какое-либо решение в пользу неправославной религии. Также он отметил, что они не единственные, и многие церкви по всей стране имели аналогичные проблемы.

 

“Церковь – это семья”

Если вход в церковь свободный, то это вовсе не означает, что, заходя в дом молитвы, ты сразу становишься членом церкви. Да, ты можешь посещать службы, но на членское собрание тебя не пригласят.

Чтобы стать частью церкви, тебе необходимо пройти крещение. Оно проходит раз в год. Перед этим нужно посетить подготовительные курсы, в рамках которых люди знакомятся с основами веры. Эта “школа” необходима для того, чтобы человек сам понимал, какой шаг он делает, для чего ему это нужно.

Само крещение проходит в реке. Человек входит в воду, и ему задают два вопроса: “Веруешь ли ты, что Иисус Христос - сын Божий,” и “Обещаешь ли ты служить Богу в доброй совести?” После утвердительного ответа пресвитер окунает человека в воду.

Следующая ступень “карьерной лестницы” в церкви является дьяконство, переход в статус помощника пресвитера. Чтобы им стать, необходимо участвовать в жизни храма. Если ты хорошо проявишь себя, то пресвитер может выставить твою кандидатуру. Принять ли тебя в дьяконы, голосованием решают члены церкви. Главная роль дьякона – помощь пресвитеру в любых вопросах. Так, на него могут возложить ответственность за помощь многодетным семьям, пожилым членам церкви или за какое-нибудь иное служение.

Над дьяконами стоит пресвитер. Главная его роль, как сказал Василий Иванович,  - “питать церковь, защищать ее, оказывать духовное попечение, помогать в решении вопросов и давать советы”. Если дьяконы в большей степени занимаются материальными делами, то пресвитер – духовными. Он “первый среди равных”. Выбирает его совет церкви раз в четыре года, но само количество сроков не ограничено. В основном, пресвитерами становятся дьяконы.

Несмотря на то, что у пресвитера главная координирующая роль, его нельзя называть главой церкви, ибо им является Иисус.

Но всё же кому-то надо иметь решающий голос в делах храма. Его имеет совет церкви. В него входят пресвитер, дьяконы, а также авторитетные члены церкви. Именно совет решает, куда дальше необходимо двигаться, открывать ли новые служения и какие суммы выделять на них. К слову, состав совета также выбирается путём голосования членов церкви.

Несмотря на такую иерархию, в храме царит демократия и альтруизм. Ремонт, уборка помещений, управление служениями – практически всё делается на безвозмездной основе. На зарплате живут лишь пресвитер и завхоз. Также отметим, что и платных услуг церковь не оказывает.

На территории Коми можно насчитать пять молитвенных домов и около девяти групп верующих. Если говорить о пастве, то это около 500 человек, включая детей. В церкви Христа-Спасителя в Сыктывкаре насчитывается в районе двухсот. Объединяет всех Коми баптистов епископ, выполняющий координирующую функцию, помогающий находить общие задачи и служения.
На территории России действует Союз евангельских христиан-баптистов, в который входит и сыктывкарская церковь.

 

“Тебе Бог дал возможность кому-то быть полезным. Это же здорово!”

Каждые четверг и воскресенье члены церкви собираются на богослужение. Придя на одно из таких, ты сможешь услышать две, а может и более проповеди, поучаствовать в восхваляющих Бога песнопениях и помолиться. Также на собрании может выступить любой желающий. Вообще какой-то определённой нормативности в богослужении нет, всё очень просто и демократично. Так, тексты песен берутся из общедоступного мобильного приложения. Нет каких-то серьезных регламентов в проведении молитв: люди могут молиться как вслух, так и вполголоса или же про себя. Главное, чтобы человек искренне верил.

Богослужениями дело не ограничивается. Так, в церкви можно провести свадьбу.

 -                    Это очень весёлое событие в жизни церкви. Как правило, это происходит между единоверцами. Сначала венчание, благословение молодых людей, даётся им напутствие, доброе пожелание, много говорится о ценности брака. У нас безалкогольная, но очень веселая свадьба. Последняя у моего сына была...

 Кроме того, в стенах церкви проводятся и похороны. И они имеют некоторые отличия от православных. Как заметил Василий Иванович, “всё, что происходит на похоронах, происходит для живых людей”. Не проводятся отпевания, на погребении исполняются песнопения.

Баптисты считают, что усопшему уже не помогут ни отчитки, ни песни, ни проповеди, “ему уже ничего не нужно”. Похороны – это “безгласная проповедь для человека о том, что ты также стоишь в этой очереди, что жизнь временна, что ты временный житель”  Баптисты не скорбят, ибо считают, что убиваться в слезах нет смысла.

В стенах храма работает и воскресная школа. Её роль – научить основам веры, “учить жизни по Евангелию”. С детьми, которые просто не могут высидеть непонятное для них богослужение, занимаются профессиональные педагоги по специальным пособиям. К слову, детей тут насчитывается около восьмидесяти, так что во время собраний все классы на первом этаже храма всегда полностью заняты.

Также церковь проводит служения. Так, в стенах храма есть молодёжное движение, в рамках которого верующие подростки собираются раз в неделю и обсуждают важные для них темы и события.

Большую роль в жизни церкви играет помощь нуждающимся. В Емве есть реабилитационный центр для алко-наркозависимых и бывших заключенных. Попасть туда может любой желающий, пришедший к баптистам и попросивший о помощи. Также до недавнего времени проповедники посещали тюрьмы, где рассказывали о вере. Недавно это запретили делать, объяснив, что раз уж в колонии “ваших” нет, то и ходить незачем. Кроме того, церковь собирает вещи и раздаёт их нуждающимся семьям. А по субботам в стенах храма кормят бездомных.

Проводятся акции “Тепло Рождества” и “Семена любви”. Первая заключается в сборе средств на подарки для детей малоимущих семей, находящихся в больницах ребят, сирот. Вторая – в сборе денег для покупки необходимых вещей в нуждающиеся семьи.

Также в рамках церкви есть библейский колледж. Фактически это курсы, длящиеся несколько лет и проходящие заочно, в рамках которых студент знакомится с основой веры и её историей. Чтобы попасть туда, необходимо получить рекомендацию от пресвитера церкви. В конце обучения будет выдан сертификат, действующий только в стенах баптистских храмов. С ним ты сможешь отправиться в любой дом молитвы и проповедовать.

 “Ты свет и соль в этом мире”

Василий Иванович Легкий, как духовный координатор церкви, является самым главным её олицетворением.

Он родился в Брянской области и был восьмым ребёнком в семье баптистов. Прадедушка его был расстрелян в 1938 году. Дедушка был казнён в 1943-м, отказавшись браться за оружие и убивать из-за своих пацифистских взглядов. В 1988 году Василий Иванович приехал в Сыктывкар, в 15 лет пришёл к Богу в одной из молодёжных поездок в Ухту, а в 16 принял крещение. Он пел в хоре, участвовал в посильном служении. Постепенно его старания замечали, и к 1997 году Василий Иванович стал дьяконом, а к 2001 – пресвитером церкви. Через несколько лет он был рукоположен на епископское служение.

Всю свою жизнь он посвятил служению. Но лучше биографии епископа характеризуют баптизм его слова о вере:

 -                    Это принцип, смысл жизни. Ты по-другому не можешь в семье, на учёбе, на работе. Иисус говорит: “Ты свет и соль этого мира”. Ты же не можешь быть светом только в воскресенье? Ты всегда должен таковым являться. Читать Библию – это моя необходимость. Для меня потребность в том, чтобы видеть братьев и сестёр, разделять общую веру. Я хочу с ними радоваться и им сопереживать. В этом моя вера и выражена. Здесь нет регламента.

 

Алексей Баталов

 Евгения Котяш

Фото с сайта https://baptistnorth.ru и группы "Северный христианин".

17.11.2021