К лешему и водяному – за здоровьем
На протяжении многих тысячелетий люди применяли лечебную магию. Считается, что знахарская практика один из самых устойчивых, мало меняющихся видов человеческой деятельности: она знакома всем народам.
Издавна люди верили в существование высших сил. Жизнь повсюду казалась опасной, и была необходима защита от болезней, неудач, зла. Мордва, как и другие народы, использовала для такой защиты заговоры. Заговор являлся не просто словами. Он имел магическую силу, способную, по народным поверьям, избавить от хвори, подарить удачу в начале любого дела, спасает он и от злых духов. Интересно, что в мордовских заговорах во многом сохранились элементы языческих представлений о мире. Это выражается в обращениях к различным силам и духам природы. И, хотя сейчас основная религия мордвы - православие, эти представления до сих пор живы в некоторых уголках мордовского края.
В селе Подгорное Конаково Темниковского района Республики Мордовия пожилые люди всё ещё помнят и знают тексты заговоров, верят и в их силу. Стоит отметить, что знание заговора является глубоко личным моментом человека, поскольку даже произносятся они тихо, тайно, наедине.
Мне удалось пообщаться с замечательным информантом, уроженкой и жительницей этого села, Варварой Григорьевной. Среди сельчан она славится как ворожея, а называют её просто бабушкой Варой. Ей девяносто лет. По национальности Варвара Григорьевна - мокшанка. С молодости она в ладу с сил природы, и сейчас она не сомневается в существовании высших сил. Говорят, что бабушка Вара брала домой даже раненых птиц и лечила их.
- Варвара Григорьевна, содатада ли тинь заговорт? (Варвара Григорьевна, а знаете ли Вы заговоры?)
- Да, содаса. Эшелякшнесть шадо ведьса чтоб шумбраши анамс Ведь атять кедьста. Сэват чистай щапт, васенда каясайть урдазу сякайхнень. Ды колмоксть чупавтат ведти и азсак заговорть: «Сиень сакал, Ведень ате, Ведень ава. Мзяра ведьта сеняра цебярьда. Кода шуди веденте, стане шудест сембе урмане. Чистендамасть сембе урматнень эзда. Максада шумбрашине, чтоб улелень таза». Эряви колмоксть чупавтамс ведти.)
(Да, знаю. Купались некоторые раньше в половодье, чтобы здоровья у Ведьати (Водяного) просить. Берёшь чистую одежду, в бане сначала снимешь грязную. И купаешься. Трижды нырнёшь в воду, да говоришь заговор: «Золотая борода, Водяной-батюшка, Водяная матушка. Сколько воды, столько бы добра. Как ваша вода течёт, так пусть стекут все мои болезни. Очистите от всех болезней, от плохого глаза. Дайте здоровья, чтобы ходила в здравии». Окунуться потом нужно трижды).
-Кода интересна! И Ведь атеть кедьста анане шумбраши. Обычна Ведь атесь тии плох ломатненди, а тяса мекилангть. Анцеде ли кедстост меевок лие?
(Как интересно! Получается, и у Водяного просили здоровья. Обычно Водяной делает что-то плохое человеку, а тут наоборот. А просили ли у него что-то ещё?)
- Ули таго заговор Ведь атенди. (Есть ещё заговор к Водяному на исполнение того, чего хочешь. )
- Кинди даго ульсть шарфт?
- (А к кому ещё обращались ?)
- Цеберянкса якасть Лешайти. Якасть вири и корхнесть те заговорть: «Мзяра тонь шуфттне, синяра тик пародо. Простендомасть».
(За добром обращались к Лешему тоже. Приходили в лес да говорили заговор: «Леший – батюшка, сколько у тебя деревьев, столько и нам сделай добра. Простите.»).
В текстах заговоров, рассказанных бабушкой Варой, кроется вера в то, что духи природы тоже могут помочь человеку. Могут помочь стать здоровее и даже исполнить заветное желание. Нужно отметить, что порой чтение заговора сопровождалось и обрядовыми действиями. Во время них могли использовать воду, вино, медвежью лапу, хлеб и другие детали. Так могли лечить, например, головные боли, выросты на коже. Часто заговоры на защиту употреблялись перед сном, поскольку в ночное время в дом могли забраться злые духи. Конечно же, это лишь малая часть большой системы заговоров, которые бытовали у мордовского народа.
Аксана Лапокина
16.11.2021