Добрая игрушка
Добровская глиняная игрушка признана нематериальным культурным наследием России. Традиции ее изготовления внесены в Федеральный реестр. Об истории и уникальности этого гончарного промысла слушателям Липецкой школы межэтнической журналистики рассказала народный мастер России Светлана Пастухова.
От горшка к игрушке
В селе Доброе всегда занимались гончарным производством. Качество местной глины позволяло делать прочные горшки со звонким черепком. Посуда добровских гончаров славилась своей легкостью и красотой. Это удалось узнать благодаря экспедиции, которую провел липецкий краевед Александр Юрьевич Клоков. В ходе ее нашли фрагменты керамических сосудов 17-18 веков. Их форма была близка к современным, но они не были покрыты глазурью. Горшки были украшены декором - по сосудам шли горизонтальные и волнистые линии. И хотя производство игрушек не было основным у добровских мастеров, но именно здесь в Липецкой области появились первые игрушки гончарного типа – то есть их основу делали на гончарном круге. Поэтому нижняя часть женских и мужских фигурок по форме повторяет глиняный бокал, поэтому по форме мужские и женские игрушки идентичны друг другу.
Секреты мастера
Хранителем традиций добровской гончарной игрушки был мастер Иван Константинович Пустовалов (1926-2001). Именно у него училась Светлана Пастухова, будучи студенткой педагогического института.
Иван Константинович Пустовалов вырос в семье потомственных ремесленников-гончаров: его дед, отец и дядя занимались глиняным делом. Секреты создания игрушки передавались, как правило, по мужской линии. В Добром жили несколько семей, традиционно занимающихся гончарным промыслом: Днеприковы, Долгих, Тюрины, Пустоваловы, Подлесных. С глиной работали дед, отец и дядя Ивана Константиновича.
В марте 1938 года в Добром организовали артель «Ударник», где работали 17 мастеров. «Ударник» просуществовал до 1978 года. Именно тогда добровская игрушка становится знаменитой и попадает в коллекции глиняной игрушки в России и за рубежом.
Мастер-класс для Липецка
Светлана Юрьевна провела для нас мастер-класс по созданию добровской игрушки. Помогал ей сын Илья, который глиняной игрушкой занимается с детства.
- Для меня важно взять то, что я увидела, и в таком же относительно неизменном виде передать другим, которые это будут дальше развивать и продолжать, - говорит Светлана Юрьевна. - Я с удовольствием занимаюсь добровской игрушкой, осознаю свою миссию по её сохранению.
Уникальным и самобытным образцом народной пластики является добровская «барыня», которая лепится на основе выполненной на гончарном круге рюмки. В основе юбки барыни – перевернутая рюмка, из ножки которой вытягиваются руки фигурки. Голова и детали налепливаются дополнительно. Барыня изображается с ребенком, с двумя детьми, с птицей либо вообще без этих элементов. Форма рюмки в добровском промысле очень естественно и логично легла в основу антропоморфной фигурки, которая, по словам Светланы Юрьевны, могла быть рюмкой-перевертышем.
Еще один вариант добровской игрушки – свистульки. Они имеют обязательный музыкальный функционал. Разный объем игрушки дает разный звук. Из маленькой игрушки можно извлечь только короткий резкий звук. Большие же олени и бараны могут использоваться как свирели, на них можно сыграть небольшое музыкальное произведение
Что касается цвета, то для изготовления добровском игрушки используют в основном используют коричневый, желтый или зеленый ангоб – это жидкая глина с пигментом, нанесенная на изделие до обжига. Для закрепления цвета наносят прозрачную или коричневую глазурь.
Полина СМЕТКИНА
Фото: Полина Сметкина, Анастасия Стрельникова
Видео: Иван Синельников
16.11.2021