Бугун той! (Сегодня свадьба!)

Бугун той! (Сегодня свадьба!)

Самый долгожданный день… самый волнительный миг…самый грандиозный праздник… СВАДЬБА. Как много этот день значит для молодожёнов, для их родителей, для всех присутствующих гостей. Но что же значит свадьба для целого народа?

Свадебные традиции каждого этноса  – это яркое проявление своей идентичности. Уникальные обычаи и обряды более 170 национальностей гармонично существуют на Крымском полуострове на протяжении многих веков. И все они по-своему особенные и неповторимые.  Все народы, словно жемчужины,  переплетаются  между собой и образовывают невероятное ожерелье под названием Крым. Одной из таких жемчужин является крымскотатарский народ.

Той адетлеры (свадебные обряды) крымских татар своей историей уходят глубоко в древность. Поэтому по сей день в каждой семье они передаются из поколения в поколение. У крымских татар женитьба — это длительный, захватывающий ритуал.  Ведь помимо самого торжества, частью бракосочетания  является предсвадебный период. Он включает в себя несколько этапов.

         Сначала в дом к невесте направляются сваты-къудалар, чтобы совершить помолвку – сёз кесым (что означает «дать слово, договориться»). Именно в этот день назначается дата свадьбы. Затем девушке преподносят дорогой подарок – нишан. А родители невесты в свою очередь передают подарок ее избраннику.  Только после этого молодые находятся в официальном статусе жениха и невесты.

Айдер Аметович и Эльмира Иззетовна  поженились в октябре 1975 года.  Но спустя столько лет, они прекрасно помнят свою свадьбу. И с улыбкой на лице рассказывают, как проходил их сёз кесым.

«Приехали родственники Айдера с подарками. Мама спросила моего согласия выйти замуж за её сына. Если честно, я была немного растеряна, ведь даже  не планировала в 19 лет выходить замуж. Но в итоге мой ответ был положительным.  И вот, спустя 46 лет совместной жизни, я ни разу не пожалела об этом решении».

 Следующий этап бракосочетания – агъыр нишан (заключение окончательного договора между сторонами, который затем скрепляют молитвой). По традиции, родственники со стороны жениха везут подарки невесте и её семье. Зачастую это духи, косметика, украшения, отрезы ткани        (что в наше время заменяют на одежду), сладости и фрукты. Другая сторона в ответ тоже дарит подарки. После обмена подарками читается общая молитва.

Эмир и Нигина стали мужем и женой всего месяц назад. Но свою свадьбу сыграли по всем канонам. 

 « Нишан для нас был очень значимым событием. Мы  так ответственно к этому подошли, долго готовились, выбирали друг другу подарки. Именно в этот день мы познакомились почти со всеми родственниками друг друга. Это для нас было очень важно. Но самым важным событием этого дня, конечно же была молитва и проповедь имама (священнослужителя)»

       Ночь перед свадьбой… сколько волнения, переживания и тревоги. Но издревле крымские татары проводили эту ночь по-особенному. Пожалуй, один из самых красивых предсвадебных обрядов —«Къына геджеси» ( что в переводе обозначает «ночь хны»). Этот обряд наполнен глубоким символизмом. Он знаменует прощание девушки с отчим домом, её переход в новую жизнь. Невеста проводит «Къына геджеси» в кругу своих родных, сестер и подруг. Всю ночь до самого утра девушки поют песни, едят сладости и рассматривают приданое невесты. Его кстати, начинают готовить еще с рождения дочери.

 Народная пословица гласит: «Девочка еще на руках, а приданое в сундуках».

Всё же главная особенность этой ночи — процесс нанесения хной на руки девушки красивых узоров. Они символизируют достаток в семье (берекет). Считается, что чем сильнее разрисованы руки невесты – тем богаче будет совместная жизнь молодых.

В старину после нанесения хны, на ладонь девушке клали золотую монету – как символ достатка и благополучия.  К сожалению, в наше время не все соблюдают эту древнюю традицию. И «Къына геджеси» сегодня – это просто девичьи посиделки.

Что касается мальчишника, то в давние времена перед свадьбой проводился обряд ритуального бритья – «траш мерасимы».  Этот вечер проходит в кругу близких друзей и братьев жениха. Специально приглашенный парикмахер торжественно сбривает жениху бороду под сопровождение веселых песен и танцев.  Для этого существует специальная мелодия ( траш авасы).


 

 

И вот наконец, случается такое долгожданное для молодоженов событие — свадьба!

Как много эмоций в этом слове.

 « Я стоял спиной, когда мою любимую выводил её отец. Я буквально замер на месте. Это просто неописуемые чувства.  Когда повернулся, я увидел её.. такую красивую, такую нежную. Мою жену…», — делится своими самыми сильными переживаниями молодой муж Эмир.

 С теплом и  трепетом вспоминает это прекрасное событие Эльмира ханум :

« Я, конечно, переживала.  Совсем молодая была.  Но живем уже столько лет душа в душу. А свадьба… как будто вчера была»

Наступает тот самый день! Но по крымскотатарским обычаям, свадьба проходит не один, а два дня – пятница и суббота. В первый день торжество проходит на стороне невесты.

         До начала ХХ века бракосочетание «Никах» происходило без присутствия жениха. Мулла (священнослужитель) приходил в дом к невесте. Три раза при свидетелях со стороны жениха спрашивал согласия у невесты выйти замуж. Получив положительный ответ, мулла документально закреплял этот факт. Шли годы, века.  И сегодня  никах  в присутствии свидетелей с обеих сторон проводится в мечети. Хоть давние традиции крымских татар слегка трансформировались, они  не утратили своё былое значение.

Нигина стала женой совсем недавно.  Но она понимает, как важно было узаконить свой брак перед  Всевышним :

« На нашей свадьбе самым ярким и незабываемым моментом был никах.  Я именно тогда почувствовала, что с этого момента мы на веки будем вместе».

 

 

 

 

Слезы радости — ты стала женой. Теперь ты навсегда будешь его верной супругой. Слезы печали— ты покидаешь отчий дом. Дом, где ты родилась, росла, играла с подружками, взрослела..  

В знак того, что  дочь уходит в другую семью,  отец надевает ей на талию серебряный пояс – кушак (в некоторых семьях он был золотой).  Невесту выводят из дома под сопровождение музыкантов. Они исполняют  традиционную крымскотатарскую песню «Мисхор къызы».  Впереди молодых идет младший брат невесты, он держит в руках Коран. 

Время неумолимо несется вперед. Некоторые традиции прошлого слегка преобразились, но не утратили свой истинный смысл. Многие невесты сейчас заменяют серебряный пояс на красную ленту.

 

 

 

Но есть семьи, где кушак – как самая ценная реликвия  передается от матери к дочери на протяжении нескольких веков. 

Тем временем в доме жениха полном ходом идет подготовка к приезду молодой жены. В доме для нее выделяется специальная комната.  Она зачастую пустая, обустраивать её – обязанность невесты.  Всё, что есть в этой комнате – это протянутые из угла в угол веревки. Для чего же они? По древней традиции, на эти веревки вешались подарки молодым. А именно – отрезы ткани, платочки, ленты. На них прикрепляли деньги, которые предназначались молодоженам.

Издалека слышится музыка. Она предвещает о приближении молодых.  Встречает их семья жениха, во главе которой находится отец. Он, следуя традициям, должен взамен на Коран вручить мальчишке, который его вёз, большой подарок.

 Кульминационный момент свадьбы – торжество на стороне жениха.  В древности его отмечали на улице в специальных шатрах. В наше время свадьбы отмечаются в ресторанах. Молодые входят в зал в сопровождении музыки и танца. Затем целуют руки родителям, таким образом, проявляют уважение. А в знак того, что невесту принимают в новую семью, тот самый кушак с девушки снимает отец жениха.

Открывается свадьба народным танцем «Агъыр ава ве хайтарма». Исполнители – близкие родственники жениха и невесты (зачастую родные или двоюродные братья и сестры). Танец этот начинается медленно и плавно, затем мелодия всё больше и больше набирает темп.  Именно в этот момент начинается основное свадебное действо крымских татар – «лепка».  По традиции, каждый гость заказывает у музыкантов любимую мелодию и выходит в центр зала к танцующим. Особенность заключается в том, что  у гостей в руках  зажаты купюры и именно в танце они передают деньги исполнителям.

 

 

 

И в древности, и сейчас, свадьбы игрались с размахом, собирая как минимум сто – двести человек. Поэтому лепка длилась несколько часов, собирая большие суммы. Кому же доставались деньги?

 

 «Деньги с лепки издревле отдавались музыкантам, как плата за их труд. Сейчас же дело обстоит немного иначе. Стали забывать эту традицию.  В наши дни молодые заранее обговаривают с музыкантами оплату, а деньги со свадьбы забирают себе. Лишь сами музыканты сегодня придерживаются этой традиции на свадьбах своих детей», — рассказывает известный крымский музыкант Ахтем Булатов. За свой многолетний опыт он повидал десятки крымскотатарских свадеб.

Вместо привычных многим людям конкурсов, основным действом на крымскотатарской свадьбе являются танцы. Пляшут все: зрелые мужчины и женщины, юные парни и девушки, дети, и даже глубокие старики не могут усидеть на месте. Танцев исполняется бесчисленное множество. Но основным является « агъыр ава ве хайтарма» в исполнении жениха и невесты.  После чего принято вновь «лепить» деньги молодым. А в перерывах между танцами гости наслаждаются национальными блюдами. Как и много лет назад праздничный стол украшает долма ( голубцы) из виноградных листьев, къартоплы- кебаб ( запеченная картошка с мясом), манты, люля-кебаб, туршу ( соленья), къызартылгъан балыкъ (жаренная рыба) и многое другое.

Заканчивается свадьба общим танцем под названием «Хоран». Все гости берутся за руки, образовывая круг. Этот танец символизирует единство и сплоченность народ. После его исполнения молодых провожают к выходу, и они отправляются  домой.

Но на этом свадебные обряды не заканчиваются. Традиция, которая на протяжении многих веков  соблюдается неизменно – « Келин къавесы» ( кофе, который должна приготовить невестка). Рано утром после свадьбы в доме новобрачных собираются гости. Первыми приезжают музыканты, ведь и этот день не обходиться без песен и танцев. Невестка выходит к гостям только после того, как приедут её ближайшие родственники. Молодая жена в знак уважения целует руки родителям мужа. Затем угощает всех присутствующих свежезаваренным кофе. За это къайнана (мама мужа) дарит невестке золотое украшение (чаще всего сережки или браслет).

Через несколько дней после свадьбы в гости к невесте приезжают ее сестры и подруги. Привозят гостинцы от мамы и веник — символ того, что теперь она настоящая хозяйка в доме.

 

И лишь после того, как все свадебные этапы позади, молодые с уверенностью вступают в счастливую семейную жизнь. 

 

Именно в свадебных обрядах раскрываются все особенности народной культуры. Это песни, танцы, сказания, национальные блюда, живопись, народные убранства и многое другое. Поэтому крымскотатарский народ старается соблюдать все свадебные обычаи. Чтобы с их помощью сохранять свою национальную идентичность.  

Лилия Саенко

15.11.2021