Авигдор Носиков о воронежской еврейской общине и иудаизме
5 апреля главный раввин Воронежа и Воронежской области Авигдор Носиков посетил занятие Школы межэтнической журналистики. Он рассказал историю воронежской еврейской общины и ответил на вопросы о иудаизме.
- Воронежская еврейская община зародилась в середине 19 века. Благодаря кантонистам – молодежи, которую забирали служить в армию. Многие евреи, отслужившие 25 лет в царской армии, остались верны своим традициям. Окончив службу, они получили право выбора места жительства, в том числе за чертой оседлости. Определенная часть из них выбрала Воронеж, - рассказал Авигдор Носиков.
Так в 1852 году в нашем городе появился первый раввин, а уже в 1866 году основали еврейское кладбище. Через восемь лет община получила разрешение на аренду помещения, в котором открыли молитвенный дом - подобие синагоги. В 1881 появляется первое упоминание о микве в Воронеже – своеобразной купели, созданной по религиозным канонам, с ритуально чистой водой. Через пятьдесят лет община получает разрешение на строительство синагоги, которая до сих пор украшает центр города.
- Мы восстановили синагогу в её первоначальном виде, добавив на крыше звёзды Давида - своеобразный флаг. В помещении на втором этаже здания открыт детский сад. Он функционирует уже четвертый год. Также мы стремимся создать полноценную школу. А ещё в наших планах построить общинный центр, - поделился со студентами раввин.
Кроме того, Авигдор Носиков напомнил, что в нашей стране было около семидесяти лет официального полного отрицания и запрета на любые религиозные культуры и конфессии. Это сказывается до сих пор. Он привел статистику крупного американского благотворительного фонда о работе еврейских общин на постсоветском пространстве. Считается успехом, если к работе общины причастно (посещают хотя бы какие-то праздники и проводят обряды) около 10% еврейского населения города. Для примера, в Израиле в работе общины участвуют 90% населения, а в США - больше 50%. Главный раввин Воронежа отметил, что этот показатель в местной общине выше, чем в целом по стране, - 15%.
Приход в общину начинается с определенной самоидентификацией. Человек должен быть заинтересован. К заинтересованности приходят по-разному. Один всегда знал, что он еврей и чувствовал себя таковым. Другой узнал это от бабушки, которая сказала, что она еврейка. Третий заинтересовался общиной благодаря публикациям о ней в СМИ или соцсетях, а дальше решил узнать подробнее. Кто-то из новичков уходит, а кто-то остается.
Да и кто является евреем – это сегодня не простой вопрос. По словам Носикова, существует классическое определение, которое приводится в Торе. Связанно оно с материнской линией. «Если мама твоей мамы была еврейкой, то ты еврей», - прокомментировал Авигдор Носиков. С появлением государства Израиль возник вопрос: кому давать право переехать в страну. Здесь формируется новое определение: человек, являющийся на одну четверть евреем по крови, имеет право на репатриацию. Полноценно стать частью общины можно, приняв иудаизм. Процесс принятия иудейской веры называется гиюр. Он довольно сложен: нужно выучить и соблюдать все заповеди, затем пройти раввинский суд. По рекомендациям общины принимается решение. Данный процесс, по заверению раввина, может длиться много лет.
Руслан Григорьев, студент воронежской Школы межэтнической журналистики студент журфака ВГУ, 3 курс