Татарка без татарина, как космос без Гагарина
В психологии и социологии существует термин «религиозная конверсия», который означает переход из одной религии в другую или же само по себе обращение в религию.
Татарка Дина Шайхова, которая в 19 лет задумалась об Исламе и своих национальных корнях, очень бы удивилась, узнав, что у ее решения есть научное определение. Хотя на пути познания себя она действительно преодолела немало психологических и социальных барьеров.
Подробностями своей «конверсии», открытиях и развенчивании стереотипов со слушательницей Школы межэтнической журналистики Дарьей Малышевой поделилась сама Дина Шайхова – студентка, волонтер, активистка и просто красавица.
Татарка на ¾
- Дина, когда ты узнала о своих татарских корнях? Когда начала тяготеть к ним, задумываться о том, что ты больше татарка, чем русская?
- О своих корнях знала всегда. Я бы даже сказала, что это не корни, а ствол, потому что татарка я на три четверти: мама полностью татарка, а папа наполовину русский. Я всегда очень уважительно относилась к национальной культуре, часто ездила из Москвы в Казань. Но все же с детства тяготела к русской культуре.
Изменилось это недавно, когда я поняла, что в каждом из нас есть национальный код от своего народа. Поэтому, придя в этом году в культурный центра «Дар» (его посещают преимущественно мусульмане), я сблизилась с татарами, что мне очень помогло, например, начать изучать язык. Пока на татарском я знаю только пару слов и предложений. Например, я могу сказать «Привет» - «Сәлам», посчитать до 5, нет, даже до 10. Могу в любви признаться – «Мин сине яратам». И это все, поэтому пока разговариваю с посетителями центра на русском языке.
Общаясь с татарами, я ощутила себя в своей среде, поняла, что хочу узнавать больше о народе, культуре, истории.
- В каком возрасте начала задумываться о том, чтобы практиковать религию и как решилась на то, чтобы надеть хиджаб.
- Задумалась о религиозной практике я около трех лет назад, а начала практиковать только в этом году. Во многом мне помогла поддержка семьи, особенно сестры, которая пришла в Ислам раньше, чем я.
Что касается хиджаба, то внешняя составляющая религиозности не так важна, как внутренняя: искренность в вере, поклонении, молитвах. Да, хиджаб - это обязанность каждой девушки с наступлением половозрелого возраста, покрывать все тело, за исключением лица, кистей рук. Но мусульманка может быть непокрытой. Ты знакома со мной четыре года, и какое-то время я ходила без платка.
То есть хиджаб - не показатель веры.
Важно жить по Шариату (мусульманское право, законы Ислама), стараться скромно одеваться, не показывать всем свою фигуру и так далее. Хиджаб в этом случае – отличное решение, но ситуации бывают разные, например, страхи.
Более того, непокрытая мусульманка может быть намного более искренняя в своей вере, чем покрытая.
Есть люди, которые делают все напоказ, надевают хиджаб, ходят в мечеть, делают пожертвования. Я, с такими, не знакома, правда. А есть девушка, без хиджаба, скрывающая свою набожность, но которая читает двойные молитвы, делает благие дела, милостынь дает всегда так, что никто не знает.
«Нужно давать милостыню правой рукой так, чтобы даже левая об этом не знала» - цитата или из Корана или из жизнеописание Пророка (Хадис).
Стереотипы и преграды
- А сталкивалась ли ты с угрозой или неприязнью со стороны людей других национальностей?
- Слава Богу, угроз или неприязни со стороны других людей я не встречала, ведь практикую недавно. Надеюсь, и не встречу. Основная причина, мне кажется, в том, что отношение к мусульманам за последние лет десять сильно изменилось, стало меньше стереотипов.
Всей той ложной и порочащей информации, которая нередко просачивается в СМИ, сегодня активно противостоят мусульмане, которые ведут блоги и пишут о настоящем Исламе.
- Центр «Дар», который тебе помог осознать себя, открыт для всех. Нет ли барьеров в общении с гостями других национальностей?
- Я не заметила каких-то сложностей при взаимодействии или общении с ребятами из-за национальности. Наоборот! Думаю, это способствует межкультурному диалогу, налаживанию межкультурный коммуникации. У нас очень много ребят из разных частей мира и нашей страны, у нас есть ребята из Чечни, Татарстана, Дагестана, Узбекистана, Таджикистана, Йемена, Сирии. В общем, очень много интересных личностей, с ними можно поговорить, обсудить проблемы, задать интересующие вопросы, открыть для себя другие культуры, с которыми в жизни так близко не соприкасался. Также взаимодействие с разными национальностями помогает избавится от стереотипов, навязанных обществом. И понять, что все мы очень похожи.
- Избавилась ли ты о каких-нибудь стереотипах о других?
- Да! Раньше, например, у меня было представление о ребятах с Кавказа, что они очень сдержанные, суровые и лучше с ними не общаться. Правда никогда не считала их страшными, тем более, я знала, что среди них много моих братьев и сестер по Вере. А тут, я познакомилась с ребятами из Чечни, Дагестана и я поняла, что это замечательные люди, с которыми можно и посмеяться, и поговорить на серьезные темы, которые очень открыты, добры, приветливы.
- Часто ли сталкиваешься со стереотипами о татарах или мусульманах? Пытаешься ли ты что-то объяснить и доказать или предпочитаешь не связываться?
- На самом деле со злыми или невежественными стереотипами о татарах я не встречалась, хотя они, конечно, есть. Есть добрые стереотипы и они во многом на чем-то реадльном основаны, например, что татары всегда пьют чай, в любую погоду, в любой ситуации. Даже есть поговорка «Татарин без татарки, как чай без заварки». На самом деле она довольная молодая, но мне очень нравится, поэтому решила поделиться.
А еще: «Татарка без татарина, как космос без Гагарина».
Большинство стереотипов существует вокруг Ислама. Они связаны скорее с недостатком знаний. Когда я слышу их, то стараюсь объяснить, так как считаю это одной из моих обязанностей - рассказывать правду. Но если я в чем-то не уверена или совсем ничего не знаю, то лучше промолчу. Но если что-то в голове есть, то предупрежу, что я не уверена, но насколько мне известно... Например, стереотип о положении женщин в Исламе я стараюсь развенчивать.
- Какой стереотип тебя особенно задевает?
- На самом деле, меня задевают подозрения в терроризме и представления о том, что мусульмане очень воинственные люди. Это, конечно, неправда! Рада, что в последнее время этот миф развенчивается, люди все больше и больше узнают об истинном Исламе, благодаря спикерам или лидерам мнений.
Кто-то мог произнести фразу «Аллах Акбар» и взорвать людей, покуситься на жизнь, но это не значит, что Ислам к этому призывает, тем более в этих словах нет ничего плохого, так как переводится это как «Бог велик».
Убийство - один из самых больших грехов в Исламе.
У преступника нет национальности
- Как ты относишься к тому, что СМИ указывают национальность преступников при освещении какого-либо конфликта?
- Меня это настораживает, ведь, как ни крути, читатели обращают на это внимание, хотя национальность, как мы знаем, не имеет никакого отношения к совершенным преступлениям.
- Дина, не чувствуешь ли ты своей обособленности, барьера?
- Никогда не чувствовала никакого барьера и обособленности, не из-за национального признака, не из-за конфессионального. Но когда надела платок, поняла, что так как встречают по одежке, то, на него будут обращать внимание в первую очередь, а уже потом будут знакомиться со мной как личностью. Хорошо это или плохо, я не знаю. Думаю, это зависит от взглядов человека, с которым я завожу разговор, его отношения к религии. Но с другой стороны, узнав меня получше, он сможет сделать какие-то другие выводы.
Визитная карточка
Дина Шайхова родилась в Москве, сейчас ей 19 лет. Она учится на филологическом факультете Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
Дина играет на фортепиано, скрипке, калимбе и укулеле. Занимается фото и видеосъемкой. Совершенствуется в изобразительном искусстве и рукоделии. Пишет стихи и прозу.
Дарья Малышева
14.11.2021