Школьные предметы нового поколения: поговорим об этнике

Школьные предметы нового поколения: поговорим об этнике

Череда праздничных дней, которым знаменателен ноябрь, вращается вокруг празднования Дня народного единства. В многонациональной и многоконфессиональной нашей необъятной Родине, мы говорим о диалоге культур.

На территории России, по данным переписи населения 2010 года, проживают более 190 национальностей. В середине ноября уже заканчивается перепись 2021 года, особенностью которой стала возможность наряду с указанием своей национальности еще и упоминание некой исторической «межнациональной родословной», то есть указание принадлежности своего рода к той или иной народности.

Мы, взрослые, уже сложили взгляд на мир и пытаемся передать свое мировоззрение нашим детям. Но как часто родители разговаривают с детьми о разности культурных и исторических событий представителей национальных объединений, проживающих в России, и как эта тема освещается в образовательных учреждениях?

ФГОС предполагает изучение истории народов, проживающих на территории нашей страны еще в начальной школе в рамках предмета «Окружающий мир». По мере взросления учащиеся углубляются в тему межнационального взаимодействия, изучая «Историю», «Кубановедение» и «Обществознание». Теоретическая база существует, но какие принципы взаимодействия складываются между детьми различной национальности в школе и где та точка невозврата, когда формирование понятий «ты другой» приобретает негативный окрас.

АНОО Гимназия «Лидер» города Краснодара с начала учебного года ввела новый предмет «Эффективные коммуникации», преподавателем которого я являюсь. Погружаться в эту тему мне интересно не только как педагогу, но и как любознательному человеку. На занятиях мы изучаем историю нашей страны с точки зрения формирования ее этнического состава, знакомимся с культурными особенностями представителей народов, проживающих в России, и делаем небольшие открытия для себя на каждом уроке.

Чтобы больше узнать о том, как развивалась идея создания нового предмета, я поговорила с руководителем одного из филиалов гимназии «Лидер» - Данильченко Оксаной Александровной. 

В ходе разговора Оксана Александровна рассказала об идее введения учебной дисциплины, отметила высокий интерес учащихся к новому предмету, обозначила темы научных работ из области межкультурного пространства, которые гимназисты выбрали для проектно-исследовательской деятельности, а также отметила необходимость с раннего детства прививать ребенку культуру общения вне зависимости от национальных особенностей.

- Во время уроков по «Эффективным коммуникациям», я, как преподаватель, учу школьников корректно выстраивать взаимодействие и выражать свои мысли относительно представителей других национальностей; рассказываю подрастающему поколению о культурных особенностях других народов, стараясь возрождать интерес, а не вражду.

На федеральном уровне в настоящее время проводится ряд мероприятий, направленных на популяризацию темы межэтнического взаимодействия и развития поликультурного образования.

Так, на online платформе Института изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования второй год подряд проводится Всероссийский Открытый урок, посвященный Дню народного единства. В этом году в ходе урока «Большая семья – Россия!» ведущие рассказали про историю праздника, познакомили зрителей с традициями и культурой разных народов России: в частности, показали национальную кухню и традиционный спорт. А гости Открытого урока рассказали, что общего между такими разными народами России. Также Институт воспитания РАО подготовил специальные материалы (сценарии, презентации, видеоролики, игры и инструкции к ведению урока) для проведения Открытого урока в школьном классе.

Федеральное агентство по делам национальностей РФ шестой год подряд проводит «Большой этнографический диктант», включающий в себя вопросы о культуре народов, проживающих в России. Стоит отметить, что по итогам прошлого года в написании этнографического диктанта приняло участие около двух миллионов человек из 123 стран мира. В этом году в диктанте участвовало более двух с половиной миллионов человек из 95 стран мира, а лидерами по количеству участников в России стали Республика Башкортостан, город Москва и Краснодарский край. Такие показатели очередной раз доказывают масштабность и актуальность изучения этнической тематики.

В период с сентября по декабрь текущего года проводится второй сезон всероссийского конкурса видеороликов для школьников «Смотри, это Россия», организатором которого является «Республиканский Ресурсный центр «Юные Якутяне». Конкурс предлагает школьным командам снять видео о своей малой родине на заданную оргкомитетом тему, адресовав его сверстникам из других регионов страны. В программе конкурса предусмотрены online мастер-классы, в ходе которых все участники конкурса могут прослушать лекции от мастеров в своем деле – блогеров или деятелей кино.

История народа начинается с личной истории рода, изучая которую мы лучше узнаем себя.  Моей дочке 4 года, и она знает о своих предках, о смешении кровей и характеров, о семейных ценностях и традициях. Открывая прошлое, мы говорим о сохранении культурного кода нации, лейтмотивом которого идет согласие, взаимоуважение и восприятие представителей любой национальности.

Межэтническое пространство весьма многообразно. Каждый народ обладает рядом отличительных характеристик: внешний вид, язык, традиции. Все мы разные, но нас объединяет одна большая Родина, любовь к своим близким, доброта, смех и вера в светлое будущее. В современном мире значимо бережно хранить и передавать накопленные знания, воспитывать толерантность и уважение, стремиться говорить не о национальных различиях, а об уникальных культурных особенностях народностей, проживающих на территории нашего общего дома - России.

Марина Зинченко

14.11.2021