Что мы можем рассказать соседям? А они нам?

                       Что мы можем рассказать соседям? А они нам?


Этнодиктант - хорошая возможность узнать больше о близких и далёких регионах России. Это способ расширить свой кругозор, а может быть, и похвалить себя за знания. У меня результат диктанта невысокий, но это не помешает поделиться эмоциями от краткого знакомства с интересными традициями.

«Народов много – страна одна!» - под таким лозунгом с 4 по 7 ноября уже в шестой раз прошла Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант». Судя по количеству участников, о диктанте многие знают и с удовольствием участвуют в нем. В 2020 году в акции приняли участие 1 742 661 человек из нашей страны и 123 за рубежом. 2021 год показал результат уже в 2 679 689 участников, среди них жители 95 зарубежных стран. Признаюсь, я услышала об акции впервые. Решила попробовать, хотя многого от себя и не ожидала.

В соцсетях я встретила комментарии о сбоях работы сайта: у кого-то не получилось увидеть результаты, некоторые не могли нажать на варианты ответа или скачать сертификат. Я решила пройти тест спустя пару дней после начала акции, чтобы не столкнуться с такими проблемами. 5 ноября сайт, кажется, пришёл в порядок, потому что сбоев я не заметила.

По названию диктанта понятно, что вопросы будут касаться культуры и быта разных народов нашей страны. Это меня настораживало, потому для себя я совсем недавно открыла пользу изучения этнографии. Пока что успела восполнить не так много пробелов, но это всё-таки не контрольная работа с оценкой, в конце я в любом случае останусь с новыми знаниями. Так что всё-таки нажала на кнопку «Пройти Диктант».

Чтоб ответить на все 30 вопросов, отводится 45 минут. На мой взгляд, вполне достаточно. Есть ведь мнение, что если человеку известен ответ на вопрос, ему не понадобится больше 10 секунд, а если ответа нет, то и часа не хватит, чтобы вспомнить то, чего просто не знаешь. Я сразу себе сказала: «На сложные вопросы буду отвечать интуитивно, подглядывать  в Гугле не стану, а после окончания просто изучу собственные ошибки». Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий- 100.

Когда тест начался, я поблагодарила себя за настрой не переживать о результатах. На многие вопросы действительно пришлось отвечать интуитивно. Я задавала себе вопросы по типу «а как лучше звучит?», «а как бы я назвала?». Ну и любимый метод исключения во многом помог.
Вы, например, как бы ответили на такой вопрос: «С пустыми руками в гости не ходят» — говорит русская пословица, «мусафирликке къол саллап бармайлар» — вторит ей крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар принято приносить с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?»

Я мыслила просто: ну раз уж гость принёс кофе, как можно его не угостить? Выбрала вариант «Сварить для гостя кофе». Он оказался верным.

А вот в вопросе про жанр коротких историй о встрече с нечистой силой логика мне не помогла. Раз уж колдунов в жизни мы не встречаем, то логично было бы назвать такие истории «небылица» или «небывальщина»? А вот и нет. В русском фольклоре их называют быличками.

 Как известно, 20 вопросов диктанта - это общефедеральная часть, единая для всех участников, а вот остальные 10 подбираются в зависимости от выбранного участником региона. Я родом из Белгородской области, поэтому встретились вопросы и про головной убор замужней женщина на юге России  – сороку, и про украшение в виде тесьмы, обшитое шёлковыми и металлическими нитями и декорированное солярными знаками – грибатку. В этой части диктанта я почувствовала себя гораздо увереннее, ведь появились названия знакомых предметом одежды и быта. Всего у меня получилось набрать 62 балла. Но справедливости ради стоит отметить, что эти результаты принадлежат моей интуиции, а не познаниям в области этнографии.

Мне стало интересно пообщаться с друзьями из других регионов России, узнать что-то новое о традициях соседей. Я написала Варваре Багровой. Она моя однокурсница, коллега по Школе межэтнической журналистки и родом из Волгоградской области. Варе тоже интересна тема этнографии, так что я была уверена, что получу интересную историю. Мы решили задать друг другу вопросы о своей родине, которые попались нам в тесте. Я выбрала, на мой взгляд, самый яркий атрибут женской одежды в Белгородской области - сороку. Варя точно знала, что это за предмет. А вот на её вопрос я ответить не смогла. Вы знаете, что такое «складчина» или «ссыпчина»? На случай, если нет, Варвара всё рассказала:
- Ссыпчиной называют общие застолья. Я знала ответ на вопрос, потому что это слово до сих пор используют у меня дома. На некоторые праздники у нас принято ссыпаться: собираться вместе, приносить еду и праздновать. Например, мама рассказывала, что в детстве на Троицу они с друзьями брали варёные яйца, берёзовый сок и шлю на бугры, чтобы пообедать. Сама традиция пришла из крестьянского сообщества.

Слова «ссыпчина» и «скадчина» я точно запомню. Думаю, каждому региону страны есть чем удивить соседей. И всё это говорит о сочетании таких разных, но одинаково ценных, богатых культур. После окончания теста я снова вернулась к вопросам, там уже стали доступны верные ответы и пояснения. Многое у меня получилось запомнить. Так что этнодиктант - не просто проверка знаний, это ещё и их источник. Очень хочется, чтобы в следующем году мой результат был выше, а знаний стало больше. И я знаю, что для этого стоит продолжать изучать окружающие нас глубокие культуры.

Полина Суханова

11.11.2021