"Шаббат Шалом!"
В прошедшую пятницу участники школы межэтнической журналистики посетили встречу Шаббата.
Шаббат в переводе с иврита означает «отдохнуть» или «остановиться» и чтится еврейским народом как одна из главных заповедей, полученных Моисеем. Бог создавал мир в течение шести дней и только на седьмой решил отдохнуть. А поскольку день, который в христианской традиции называется «воскресенье», в еврейской традиции называется «день первый». Получается, что седьмой день — это суббота.
Гилель — организация, знакомящая молодых людей с историей, традициями, культурой и ценностями еврейского народа. Каждый Шаббат в Гилеле отличается своей тематикой. Объединяющей частью является церемония Каббалат Шаббат и небольшая, но приятная трапеза. Изредка Шаббаты проходят на необычных локациях: в кино, парках города или на природе.
Каждая община вправе формулировать внутри положенных принципов свои обычаи и традиции. Поэтому встречи Шаббата в «Гилеле» начинаются с короткой, но важной, традиционной части, которую сменяют разнообразные программы, организованные самими участниками: лекции, мастер-классы или игры.
"Шаббат шалом!" - так тебя встретят на празднике. До самого вечера субботы эти слова могут использоваться как приветствие.
Считается, что каждая женщина по умолчанию имеет постоянное чувство Бога, поэтому надевать ермолку представительницам прекрасного пола не требуется. А вот мужчины традиционно для связи с Богом в начале Шаббата надевают кипу.
Начинается Шаббат с того, что женщины зажигают субботние свечи. Это очень торжественный и важный момент, символизирующий отказ от запрещенной работы, чистоту слов, помыслов и поступков. Одинокие девушки и женщины зажигают по одной свече, а замужние не меньше двух, добавляя еще по одной за каждого ребенка.
Читается благословение на свечи. Женщины прикрывают глаза руками для внутреннего сосредоточения.
После произносится кидуш на вино, благословляется и преломляется хала. Кстати, на столе их традиционно две. Как напоминание о двойной порции маны (чудесной пищи, которую посылал евреям Бог), выпавшей накануне субботы во времена, когда евреи странствовали по пустыне с Моисеем. Халы принято накрывать салфеткой — чтобы во время Кидуша они не обиделись, «увидев», что им предпочли вино.
Во время трапезы халу обмакивают в соль. Делается это для того, чтобы евреи, имея сладкий хлеб, не забывали, сколько горестей выпало на судьбу их предков.
Еще одним элементом Шаббата выступает омовение рук. Все поочередно подходят к раковине. Руки моют из особой кружки с двумя ручками. Правой рукой берут кружку за правую ручку и ополаскивают левую руку. После процедуру умывания повторяют с правой рукой. Таким образом, левая ручка всегда остается чистой, ведь за нее берутся уже омытой левой рукой.
Потом происходит обсуждение недельной Главы. Ребята из Гилеля рассказали нам, что задача этого процесса не только прочесть отрывок из Торы, но и попытаться наложить призму современности на ретроспективные события.
Кстати, выводом обсуждения Главы на этой неделе стал посыл о том, что нужно не просто слушать человека, но и пытаться услышать, что же он хочет сказать вам на самом деле.
После обсуждения, все как на обычном празднике. Люди ужинают, общаются, обсуждают прошедшие события, играют. Важно чтобы настроение у всех было праздничное, ведь в первую очередь Шаббат – это время радости и покоя.
ПОЛИНА ТИМОФЕЕВА
11.11.2021