5 интересных фактов о том, как народы представляли мир в прошлом

5 интересных фактов о том, как народы представляли мир в прошлом

В прошлом люди не выделяли себя из окружающего их мира, они переносили на объекты природы собственные свойства, наделяли их жизнью и человеческими чувствами. Анна Филинцева собрала пять интересных фактов на эту тему на основе лекции ведущего методиста Российского этнографического музея Галины Романовой и энциклопедии «Мифы народов мира».

Культ дерева присутствовал практически у всех народов, ведь оно было связано с тремя мирами: кронами с Верхним миром – небесной сферой, местом светлых духов и богов, стволом со Средним, то есть земным, который населяют люди, животные и растения, а корнями уходило в мир Нижний – царство мертвых, злых сил, тёмных и опасных. Иногда нижний мир трактуется как хаос и исключается из трёхчленной системы космической вселенной.

Космос – это цельная картина мира. Верхняя небесная сфера – это мир светлых духов и богов. Средний мир – это мир людей, животных и растений. Нижний мир – это мир мёртвых, злых сил, тёмных и опасных.

1. Шаманы

Посредниками между всеми тремя сферами являлись шаманы. К примеру, костюм селькупского шамана говорит о многом. Его головной убор украшен оленьими рогами. Они нужны для того, чтобы шаман мог превратиться в небесного оленя и проникнуть в верхний мир.

Селькупы считают: на небе есть пастух, который пасёт небесных оленей, и если едет пастушья нарта, то от её хода в среднем мире раздаётся гром, а искры, которые вылетают из-под полозьев, люди видят как молнии.

2. Ненцы и эвенки

Ненцы – оленеводы. В их культуре Млечный Путь – это следы от лыж, а на небе месяц-пастух пасёт белых оленей. Если ненец хочет сделать комплимент мужчине, он скажет ему: «Ты красив, как олень».

Эвенки – классические охотники тайги. На наскальных рисунках эвенк всегда изображался лыжником. И современная легенда о том, как появилось созвездие Большой Медведицы, в их культуре тоже связана с лыжами. Эвенк, остяк и русский как-то поспорили, кто на лыжах быстрее загонит волшебного лося. Русский и остяк сразу начали хвастаться, что они лучшие лыжники среди всех народов и без труда загонят зверя, а эвенк скромно смолчал. На следующий день они отправились охотиться. След лося привёл их к огромной горе. Русский, дойдя до подножия, остановился. Остяк взобрался на вершину и сдался. И когда двое охотников начали искать товарища-эвенка, то поняли, что он давно перешёл через гору и убил зверя, на которого они охотились. По поверьям эвенков звёзды в Большой Медведице – это те самые лыжники, загоняющие лося: внизу – русский, чуть повыше – хант, и дальше и выше всех – эвенк. Он – лучший лыжник, и ему покровительствует небо.

3. Якуты

Якуты – это тюрки, и когда-то они пришли в Сибирь с конями. Несмотря на то, что теперь их народ – оленеводы, в их культуре до сих пор сохранился культ коня. С ним связан главный якутский праздник ысаах. Ысаах – это кропление кумыса через огонь в небо. У якутов небо состоит из девяти сфер. Это очень развитое представление.

4. Славяне

Универсальным образом, который объединяет богов и мифических существ, является у славян уже упомянутое мировое древо. В славянском фольклоре перед нами предстают Вырийрайское дерево, береза, дуб, сосна, явор, рябина, яблоня. К трём основным составляющим мирового древа привязываются разные животные: к ветвям птицы, к стволу пчёлы, к корням хтонические животные, такие как змеи или бобры.

Люди в прошлом всегда пытались связаться с мирами, к которым не принадлежали. Славяне тоже пытались.

Во время Святок, когда «умирало солнце», девушки гадали. Целыми деревнями люди перевоплощались в тех, кем не являлись, пытаясь задобрить жителей нижнего мира. На крышах домов устанавливали «небесного коня», сакральное существо, являвшееся символом связи с Верхним миром.

5. Карелы и финно-угры

У многих народов создание Среднего мира было предопределено высшими силами, неким Создателем. У финно-угорских народов Утка была символом матери-прародительницы. Небесное божество послало её достать землю со дна океана, и когда она вынула кусочек, земля стала разрастаться, начал появляться земной мир с населяющими его растениями и животными.

У карелов же создание Земли связывали с легендой о деве, что сидела в океане, когда к ней приплыла утка, беременная от ветра и воды и положившая девушке на колени яйца. Дева чуть шевельнулась, яйца разбились и появилась Земля с ее обитателями.

 P.S. До 30 ноября в Российском этнографическом музее можно посетить экскурсию «Традиционные обряды и праздники русского народа», а также выставки «Балтика – перекресток культур» и «Территория Урги. Монголия глазами русских исследователей конца XIX-начала XX века».

Анна Филинцева, фото автора

11/11/2021