Традиция – хрупкое сокровище семьи, рода, этноса, нации и всего мира

    Традиция – хрупкое сокровище семьи, рода, этноса, нации и всего мира

 

К сожалению, пройдя советский период, моя семья сохранила чересчур мало народных традиций. У нас оказалось не принято разбираться в национальном составе семьи и предков. «Мы русские!», - говорит бабушка, даже не осознавая, что русские тоже бывают разные, и их культурные различия не только заметны, но и очень интересны. При этом этнически у меня имеются не только славянские корни.

На смену традициям, народным и религиозным, пришли традиции семейные. То, что раньше могло быть забавной привычкой, спустя годы становилось значительной частью семейной культуры - настоящей традицией. Именно об одной из таких традиций я и расскажу.

По самым краям правого берега раскинулись две квартиры, в которых живёт моя семья, а потому каждая поездка между ними - это целое приключение, по пути затрагивающее почти всех родственников и друзей. Поэтому каждый Новый год мы имеем традицию выезжать из одной квартиры в другую, заезжая ко всём друзьям и родственникам с подарками и поздравлениями. И, несмотря на визуальную простоту и банальность этой традиции, она насыщает Новый год общением, подарками, а в последнее время я вижу, как всё больше и больше родственников стали перенимать её, заезжая перед Новым годом и к нам, рассказывая за столом истории, случившиеся за последнее время, и, обмениваясь сюрпризами.
Однако из-за невозможности увлечься исследованием семейных традиций, я интересовался необычными обрядами, связанными с редкими природными явлениями, которые традиционно сопоставляют с предзнаменованием несчастий и гневом божьим.

Так, к примеру, солнечное затмение (указавшее на скорое горе в «Слове о полку Игореве»), возникает из-за того, что Бог заслоняет светилу очи, чтобы то не смущалось грехов земных. Обрядом же возвращения солнца была попытка напугать духов, произнося громкие звуки, стуча клинками по щитам, пытаясь добиться страшного для «хрупких» бесовских ушей шума. Куда забавней приметы, связанные с засухой, из-за которых запрещали шить и прясть по праздникам. Пойманную нарушительницу обливали водой прямо на рабочем месте, вместе со станком. В божественную силу природных явлений и возможность повлиять на них своими обрядами и ритуалами раньше верили так же неоспоримо и уверенно, как верим мы открытиям британских, немецких, а теперь и китайских учёных. В этом нет ничего плохого -  и без того мифического, сакрального, эзотерического мировосприятия не было бы впоследствии и научного мировоззрения, а потому древние традиции необходимо хранить, тем более, что только они порой позволяют уединиться в наивном, красочном мире гигантов и простых правил. В мире, где нет той жёсткой, логичной и оттого серой реальности, от которой, так или иначе, страдает каждый из нас.

Однако самым важным было и будет сохранение традиций народов, отражающих их нелёгкий путь и надежды на будущее. За них раньше проливалась кровь миллионов солдат, а сегодня они увядают, не находя носителя и применения. Поэтому, для нас - межэтнических журналистов - сохранение и освещение редких традиций малых народов - важный, ответственный долг. Да ещё и увлекательный, по-настоящему нам интересный! Ведь, к примеру, техника горлового пения практически исчезнувшего народа теленгитов заслуживает того, чтобы находится в списке нематериального наследия. Она необычна не только тем, что затрагивает все сферы жизни этого народа, применяясь и как колыбельная, и как успокаивающая молитва животным, в первую очередь, используемая при кормлении, но и тем, что одновременно характерна, как для женщин, так и для мужчин. В то время как другие народы считают пение женским творчеством и ремеслом. Народ теленгитов пронизан мелодией, музыкой, которая обеспечивает уважение и неразрывную связь человека и природы, единением с которой они объясняют свой успех в охоте. Разве можно быть равнодушным к столь благоразумным традициям?

Семен Данильченко

10.11.2021