Будь красивой и круглой, как репка!

Будь красивой и круглой, как репка!

Какой ширины у русской девушки должна была быть коса и почему свекровь при выборе невесты для сына ориентировалась не на внешний вид, а на температуру рук? Об этом и не только Айнур Душканова узнала на лекции научного сотрудника отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея  Татьяны Зиминой.


Испокон веков красота в жизни женщины играла одну из первостепенных ролей. Женщина, независимо от социального статуса, стремилась выглядеть не просто красивой, но обладать при этом особенной привлекательностью.

В русской традиции с самого рождения ребенка в ход шли заговорки «будь здоровой», «будь счастливой», «будь красивой». Щеки новорожденного натирали отрезанной пуповиной, прижимали уши, нос, придавали голове нужную форму, разглаживали лоб, туго пеленали, чтобы тело приобретало правильную форму – в общем, применяли все, чтобы девочка росла красивой.

Также ребенка старались оградить от чужих глаз. Беременным женщинам рекомендовали смотреть только на красивые предметы, а матерям запрещалось смотреть на огонь, чтобы не было пятен у ребенка, колыбель накрывали красной или зеленой тканью.

Выражение «круглая, как репка» в наше время покоробило бы многих модниц, а вот в народной традиции это был комплимент. Полнота фигуры, высокая грудь, крутые бедра, белая кожа с румянцем, длинная, густая и гладкая коса, прямые и полные ноги – к таким параметрам стремилась каждая девушка.

Русские художники Михаил Шибанов и Василий Максимов акцентировали внимание на женских портретах в день свадьбы. Считалось, что именно в этот день девушка была в полном расцвете сил и красоты.

М. Шибанов Празднество свадебного договора (1777)

Чтобы сохранить здоровый цвет лица принято было при умывании 12 раз натереться мылом с приговорками на красоту, умываться водой с серебряной монетой.

К убранству волос относились очень серьезно. Существовало поверье, будто в волосах сконцентрирована жизненная сила и даже сила рода. Поэтому волосы всегда прикрывали от сглаза и для сохранения жизненной энергии рода. Кокошники приобретали форму рогов – своеобразной идеи плодородия. Коса должна была быть шириною в шею и сужаться книзу, заплетали её в четыре, пять и 12 прядей.

Еще одним элементом внешнего вида являлись шейные украшения. В основном это были бисерные, янтарные, жемчужные или из шелковых лент изделия, они увеличивали высоту груди.

Интересен обряд смотрин невест в народной традиции. Девушек привозили на смотрины во всей красе. Все вышеперечисленные особенности внешнего образа были соблюдены. Невесту выбирал не жених, а его мама – будущая свекровь. И здесь, как ни странно, ключевую роль играл вовсе не внешний вид, а температура рук.

Девушка с холодными руками могла быть отторгнута стороной жениха при всей внешней красоте и соответствии идеалу. Теплые пухлые руки были эталоном красоты и показателем крепкого здоровья невесты. Если она еще могла пройтись в мороз, неся руки перед собой, сжав между ними платок – это считалось признаком хороших манер.

P.S. Этнолекторий включает два блока лекций: первый – «Красота по… (традиционные представления о женской красоте в культурах народов Евразии)» и второй блок – «Традиционные ремесла народов России».  Один раз в месяц по каждой тематике можно посетить лекцию эксперта Российского этнографического музея. 16 ноября кандидат филологических наук, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии русского народа Елена Мадлевская прочитает лекцию «Традиционные русские текстильные технологии: набойка», а 30 ноября кандидат исторических наук, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана Ольга Старостина расскажет про традиционные представления о красоте у кочевников и земледельцев Средней Азии.

Анонс на сезон 2021-2022 г. можно посмотреть по ссылке https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/etnolektorij/programma-etnolektoriya-v-2021-2022-g/

Айнур Душканова

10/11/2021

Фото автора и по материал лекции Татьяны Зиминой