Потомки аланов

Потомки аланов

Народ Северной Осетии – наследники древних алан. Они присягнули на верность Российскому государству и приняли православие ещё в X веке. На протяжении многих веков этот немногочисленный, но сильный и независимый народ стремится к сохранению христианских традиций и культуры, не забывая при этом обычаев своих предков.  Чужеземные завоеватели много раз пытались навязать им свою религию, язык и национальную идентичность. Однако осетинский народ никому не позволил изменить их духовное понимание мира.

Беседа студентки Школы межэтнической журналистики в Астрахани Дарьи Бочарниковой с жителем Северной Осетии Тотразом Кусовым 

В далёком прошлом им угрожали монголы, сейчас же остро стоит вопрос о сохранении осетинского языка, о прекращении конфликтов с радикальными приверженцами традиционных аланских языческих верований.

- Да, совершенно, верно. Язычество и осетинские традиции оказывают сильное влияние на религиозные взгляды православных осетин. Именно вера спасала в тяжёлые времена. Наши отношения строятся на взаимном уважении друг к другу. Мне самому никогда не приходилось сталкиваться с конфликтами на почве веры, однако я знаю, что сейчас такое, к сожалению, существует – рассказывает Кусов Тотраз, житель Северной Осетии.

- А если вернуться к вопросу об осетинском языке, поделись, насколько он популярен среди молодёжи?

- Должен признать, что на своём родном осетинском языке я говорю реже, чем на русском – в основном, только со старшими, в кругу семьи?

- Численность говорящих на осетинском языке с каждым годом сокращается, главной причиной является ассимиляция с русским народом. Как ты думаешь, есть ли угроза исчезновения родного для осетин языка?

- У нас очень крепки традиции и богатое литературное наследие. Серьёзной угрозы я не вижу, но проблема, действительно, существует. Общение и на русском, и на осетинском серьёзно искажает речь.

- Что сейчас делается для решения этой проблемы?

- Я знаю, что сейчас снимается много фильмов на осетинском языке, проходят всевозможные фестивали. В образовании для решения этой проблемы можно было бы увеличить количество уроков родного языка в школах и детских садах. Его изучение должно стать обязательным, это правильно со всех точек зрения.

- Осетинам в целом близка русская культура, тут существенную роль однозначно играет общая вера. Однако Северная Осетия – это всё-таки Кавказ. Он ассоциируется сл свободолюбивым нравом, единением с природой, специфической кухней. Можешь сказать, в каких осетинских традициях этот кавказский колорит проявляется?

- Наверное, самыми яркими примерами можно считать традиции, связанные с семейными праздниками. Свадьбы очень насыщены обрядами. Обязательное условие – наличие национального костюма, много танцев, музыки. Причём именно народной. Зачастую свадебная процессия, как и в старину, сопровождается всадниками на лошадях.  У нас сохраняются патриархальные традиции, но при этом к женщинам относятся с исключительным уважением.

Свадьбы в Осетии и вправду удивительное явление. До сих пор у осетинского народа сохранилась последовательность её этапов: сватовство, сговор, кража невесты, тайный визит, встреча свадебной свиты и т.д. Особенно интересен ритуал снятия с невесты фаты (хызисын). Молодой парень, брат или близкий родственник, друг жениха поднимает свадебный аксессуар специальным флажком (сары зады хацъил). При этом он желает невесте всевозможных благ и радостей. После свадьбы флажок хранится в доме жениха и невесты, как символ вступления в брак. Затем невеста угощает мать своего мужа мёдом, а та – её. Это действо служит началом доверительных отношений между свекровью и невесткой.

Для многих представителей осетинского народа свойственна всё же сдержанность за столом. Молодые люди практически не употребляли спиртные напитки. Главным развлечением и украшением свадьбы являются массовые танцы и песни. Здесь примечателен особый народно-сценический танец – Хонга. Для него характерно благородство и строгость, а также мягкие и грациозные движения рук. Особый ритм задаёт осетинская гармошка.

- А что насчёт кухни? Есть, кроме всем известных осетинских пирогов, что-то, чем ещё может похвастаться осетинская гастрономия?

- Многие не знают, но в Осетии с древности варят особое пиво. Такое можно попробовать только у нас. Когда к нам в регион приезжает почетный гость, его всегда встречают бокалом пива. Раньше этот напиток был элементом религиозных празднеств. Сейчас он является обязательной частью любого застолья, как сок, лимонад или минеральная вода.

О создании этого напитка ходит немало легенд. Этот, казалось бы, мужской напиток, судя по истории из нартского эпоса, придумала женщина. Звали её Шатана.

«Опустилась птичка на хмелевую лозу, выклевала из шишечки хмеля три зёрнышка, вспорхнула и полетела в селение доблестных нартов и опустилась на солод, который сушился там на солнце. Клюнула она одно зёрнышко солода, и свалилась пташка на землю. Хочет вспорхнуть, а не может, крылья словно подрезаны. Шатана бережно взяла птичку и положила её на кучу пшеничных зёрен и – чудо! Сколько пшеницы сверху не брали, меньше не становилось, а птичка скоро очнулась и улетела. И задумалась Шатана. Смолола она солод, сварила его, процедила варево и положила в него крепкую закваску из хмеля. Зашипело, заискрилось варево и покрылось белой пеной. Пили и дивились нарты такому напитку».

Сейчас осетинское пиво готовят именно женщины, по тому же, пронесённому через множество веков рецепту.

Осетинский народ сумел сохранить многовековые традиции. За многими современными праздничными действами, блюдами, танцами стоят старинные обычаи и вера. Именно в этом сила осетинского народа. 

Дарья Бочарникова

8.11.2021