Душа народа раскрывается в танце
Крым. Как много в этом слове… Убаюкивающий шум моря, пение птиц. Аромат хвои, треск цикад. Шум восточных базаров, сочные чебуреки… а что же ещё?
Крым – это переплетение культур более ста национальностей. На карте России ярким узором пестрит наш полуостров.
Можно объездить каждый его уголок, посетить все экскурсии, но по-настоящему проникнуться колоритом можно просто взглянув на то, как танцуют люди в Крыму. Слияние народной музыки, костюмов и пластики может лучше всего рассказать об истории народа, его обычаях, жизненных укладах и традициях.
Хайтарма – высочайшая ценность духовной культуры крымскотатарского народа. В переводе обозначает «возвращение».
Грациозность, изящество, величие и гордость воплощается в каждом его движении. В сокровищнице крымскотатарского народного искусства храниться несколько видов танцев: «Агъыр ава ве хайтарма», «Хоран», «Чобан оюны», «Явлукъ авасы», «Тым-тым», «Эмир-джелял», «Джыйын», «Богъдай хайтармасы» и другие. Особый музыкальный ритм делает эти танцы неповторимыми. Сочетание лирического и динамического мотивов - главная отличительная черта народной крымско-татарской музыки.
Образность, которая воплощается в традиционных танцах крымских татар, несёт в себе глубокий смысл.
Мужская партия в народных танцах - это олицетворение гордости и храбрости. Словно горные орлы расправляют свои крылья, мужчины раскрывают руки в стороны во время исполнения. Гордая осанка, ловкие, резкие движения ногами - основные принципы мужской партии. «Аскерлер- воины» - народный крымскотатарский мужской танец с мечами. В нем отражается вся история народа. Сильные и непоколебимые мужчины всегда отличались свободолюбием и решимостью. Эта черта сохранилась в народных танцах и по сей день.
Женская партия является абсолютной противоположностью. Нежные, словно плывущие по воде лебеди, девушки очаровывают своей скромностью. Кротость и застенчивость просматривается в плавном движении рук. Эта грациозность прекраснее всего воплотилась в женском крымскотатарском танце «Тым-тым». Чаще всего он исполняется сольно, под сопровождение чарующей скрипки. Каждый пальчик исполнительницы рисует гармоничную линию танца. А едва заметные движения ногами создают впечатление плывущего по волнам лебедя.
Танцы сопровождают крымскотатарский народ везде и всегда. Особое место занимают свадебные танцы. В них ярко выражаются взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Они не касаются в танце друг друга. Единственное, что говорит об их чувствах - это взгляды. Красота крымской татарки в ее скромности, поэтому глаза исполнительницы покорно опущены вниз, а на лице заметна нежная улыбка. Мужчины же восхищают своей харизмой. Их внутренний огонь буквально пылает в каждом движении. Но при этом, даже в танцах к своей партнерше они относятся аккуратно и бережно.
Ещё один танец, который имеет весомое значение в культуре крымских татар - «Хоран». Исполняется он по кругу, где все исполнители держатся за руки. Своё начало танец берет в далеком прошлом и символизирует единство народа. Подобный танец можно встретить в культуре многих народов Кавказа и Средиземноморья.
Национальная и духовная культура крымских татар разнообразна и богата. Танец играет в ней важную роль. Это своего рода рассказ об истории и судьбе народа.
В настоящее время это искусство бережно сохраняется и актуализируется на современной сцене. Главными ХРАНИТЕЛЯМИ этого искусства на территории Крыма и России на данный момент являются: Крымскотатарский ансамбль песни и танца «Хайтарма», Крымскотатарский фольклорный ансамбль «Къырым» и Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр. Творческое наследие народа пронеслось сквозь века и сохранилось по сей день. Ведь именно в танце раскрывается душа крымскотатарского народа.
Лилия Саенко
8.11.2021
На фото « Крымскотатарский фольклорный ансамбль «Къырым»