ЧАЛМА НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВОСТОКА

ЧАЛМА НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВОСТОКА

В пределах одного этноса иногда возникают разделения, так, например, произошло у чувашей. Их национальный костюм разделён по этногруппам, на что влияла географическая среда и традиционные занятия: варьял – верховые чуваши (с верховьев Волги), анатри – низовые, анат енчи – средненизовые. Несмотря на общую культурную среду, их костюмы отличаются друг от друга по пошиву, цветовым особенностям и орнаментальному характеру украшений. Но внешний вид они имеют примерно одинаковый.

Для таких костюмов использовались не совсем привычные для современного человека материалы – войлок, кожа, домотканое полотно холста или сукна, овечья шерсть. Холсты ткали из обработанных растений льна и конопли все женщины, независимо от возраста. Однако праздничный костюм отличался от будничного. Для его изготовления использовали более тонкий холст.

Фасон всех рубах имел образ современной туники. Мужские рубахи не имели воротника, были длинными и широкими, прямо до колен, их носили под пояс. Женщины же поверх рубахи обязательно носили платье с фартуком. Каждый такой наряд дополнялся узорнотканым или вышитым поясом. Цвет тканей преимущественно белый, а цвет вышивок – красный.

Особым отличительным географическим признаком были вышивки орнаментов на одежде. Низовые чуваши в своих узорах использовали медальоны, ромбовидные фигуры, верховые же вышивали не так крупно, более ювелирно, украшали наряд съемными наплечниками из богато и тонко вышитых лент. Розетка, ромб, круг – символизация солнца - орнаменты, которые почти всегда использовали чуваши. Чувашский национальный костюм наполнен символами: мировое древо, восьмиконечная звезда и т.д.

Головные уборы для замужних женщин и невест делились на две группы – шапки и покрывала («супран» – головная повязка с перевязью, платок с перевязью и чалма. Украшались сурпаны в каждой этногруппе каждый со своими особенностями. У чувашек анатенчи, например, сурпан был покороче, включал в себя белые кружева и вышивку. Орнамент изображался ярусами.

Студентка Школы межэтнической журналистики в Красноярске Екатерина Сапрыгина