Утка-создательница, месяц-оленевод и галактика-лыжня: что северные народы думали о космосе 100 лет назад

Утка-создательница, месяц-оленевод и галактика-лыжня: что северные народы думали о космосе 100 лет назад

Галина Романова, ведущий методист Российского этнографического музея,  считает, что нет культур ни ниже, ни выше, ни хуже, ни лучше: «Если культура выжила, значит, она гениальна». Никита Тренклер записал самые интересные факты из лекции Галины Ниловны, посвящённой мифологическому сознанию народов России. 


Космос как мироустройство

В любой культуре космос – это не просто небо и звёзды, а цельная картина мира, система. И по мнению наших предков эта система состояла из трёх сфер – верхней, средней и нижней. Верхняя – небесная – сфера – это мир светлых духов и богов. Среднюю населяли люди, животные и растения. Нижняя же сфера была обиталищем злых сил и мёртвых.

Посредниками между всеми тремя сферами являлись шаманы. Головной убор селькупского шамана украшен оленьими рогами. Они нужны для того, чтобы шаман мог превратиться в небесного оленя и проникнуть в верхний мир. Селькупы считают, что на небе есть пастух, который пасёт небесных оленей, и если едет пастушья нарта, то от её хода в среднем мире раздаётся гром. А искры, которые вылетают из-под полозьев, люди видят как молнии.

Кроме того, костюм шамана оснащён металлическими подвесками в виде лягушек. По старым поверьям, змеи, жабы и другие пресмыкающиеся относились не только к средней, но и к нижней сфере. Поэтому подвески такой формы обеспечивали селькупскому шаману связь с миром мёртвых.

Космос у народов Северо-Востока

Ненцы – оленеводы. В их культуре Млечный Путь – это следы от лыж. А на ночном небе месяц-пастух пас белых оленей, которые олицетворяли собой звёзды. Связь ненецкой культуры с оленями настолько сильна, что до сих пор сохраняется одна интересная традиция. Если ненец хочет сделать комплимент мужчине, он скажет ему: «Ты красив, как олень».

Эвенки – классические охотники тайги. На наскальных рисунках эвенк всегда изображался лыжником. И современная легенда о том, как появилось созвездие Большой Медведицы, в их культуре тоже связана с лыжами. Эвенк, остяк и русский как-то поспорили, кто на лыжах быстрее загонит волшебного лося. Русский и остяк сразу начали хвастаться, что они лучшие лыжники среди всех народов и без труда загонят зверя, а эвенк скромно смолчал. На следующий день они отправились охотиться. След лося привёл их к огромной горе. Русский, дойдя до подножия, остановился. Остяк взобрался на вершину и сдался. И когда двое охотников начали искать товарища-эвенка, то поняли, что он давно перешёл через гору и убил зверя, на которого они охотились. По поверьям эвенков, звёзды в Большой Медведице – это те самые лыжники, загоняющие лося: внизу – русский, чуть повыше – хант, и дальше и выше всех – эвенк. Он – лучший лыжник, и ему покровительствует небо.



Космос у народов Северо-Запада

Культ Дерева существовал почти во всех культурах. Оно в сознании предков было связано с тремя сферами: кроной – с Верхней, стволом со Средней, а корнями Дерево уходило в Нижний мир.

Однако таким было лишь схематическое представление мироустройства. На деле ритуалы были связаны не столько с деревом, сколько со связью – связью с верхней и нижней сферами.

У славян во время Святок девушки гадали. Целыми деревнями люди надевали причудливые костюмы, чтобы стать похожими на жителей нижнего мира. Так они пытались задобрить злые силы. А на крышах домов славяне устанавливали «Небесного коня» – сакральное существо, которое «соединяло» семьи с Верхним миром. При этом такие традиции уживались в сознании предков с набожностью и православной верой.

Но православием вера не ограничивалась. У многих народов создание Среднего мира было предопределено не христианским Богом, а иным Создателем. У коми символом матери-прародительницы была Утка. Небесное Божество послало её достать землю со дна океана, и, когда она вынула кусочек, земля начала разрастаться. Из этой земли появился наш мир с населяющими его растениями и животными.

У карелов же создание Земли связывали с легендой о деве. Она сидела в океане, и к ней приплыла утка, беременная от ветра и воды. Она положила яйца на колени девы, та чуть шевельнулась, и яйца скатились с её колен. Они разбились, и из них появилась Земля с её обитателями.

 «Народы России» 

До конца ноября в Российском этнографическом музее можно будет посетить обзорную экскурсию на схожую тему. Она называется «Народы России» и проходит в любой день недели, кроме понедельника. Также до 1 марта в музее открыта выставка «Вселенский бестиарий: образы животных в традиционной культуре народов северной Евразии». Билеты можно оплатить Пушкинской картой. Чтобы это сделать, необходимо установить приложение «Госуслуги Культура» и следовать инструкции, указанной в нём. Ссылки на приложение: Google Play, AppStore

 Кроме того, каждый первый четверг студенты и курсанты высших  и средних  учебных заведений  России могут посетить Российский этнографический музей бесплатно. 

 Сайт Российского этнографического музея.

 Никита Тренклер, фото автора

6.11.2021