Письмо императрице и заговор на поварешку

Письмо императрице и заговор на поварешку

Незабываемое впечатление оставила поездка в поселок Полеводка. Здесь находится уникальный музей-панорама «Алтай. История России». Главный экспонат музея — растянувшаяся на 23 метра картина. Она  изображает исторический момент: старейшины алтайских народов (зайсаны) пишут письмо-прошение императрице о принятии их в состав Российской империи. Собирается народ — кто-то едет на конях, кто-то плывёт на лодках, кто-то на верблюдах… По этой экспозиции можно проследить жизнь и быт народов, увидеть их отличия. Картина ещё не закончена, каждый раз на ней добавляются новые сюжеты.

Музей – это  одноэтажное здание с двумя выставочными залами.  Огромная историческая картина находится в первом зале. В дальнейшем здесь появится цикл картин, посвященных Великой Отечественной войне, а также будут размещены полотна, рассказывающие о строительстве Бийской крепости и об истории развития всего Алтайского края.

 

Экскурсия в парк «Легенда» и в музей-панораму начинается в автобусе. По дороге в Полеводку туристам рассказывают три легенды — о Золотой Бабе, Белом марале и мысе Куан. Поучительные и прекрасные, эти истории создают особый эмоциональный фон поездки. Экскурсию проводит представитель коренных народов Алтая — Артём Игнатенко.  Слушать его интересно. Не знаю, как насчет исторической достоверности, но его истории завораживают. . К тому же он и есть основатель этого музея. А еще – шаман.   И президент краевой общественной организации «Союз национальных культур Алтая», потомок старинного казачьего рода и кумандинец из рода мюри.

Считается, что именно благодаря «Золотой бабе» представители древнего народа — кумандинцы — поселились на Алтае. Представители этого народа приплыли на Алтай на самодельных плотах, которые смастерили, разобрав собственные дома. Правда, когда шла работа над ними, выяснилось, что не хватает веревок. Тогда старейшая женщина отрезала свои волосы и сказала: «Делайте из них веревки». Так поступило всё племя, но веревок всё равно не хватило. Старейшая женщина сняла с себя золотые украшения и сказала: «Расплавьте их и сделайте гвозди». По её примеру все кумандинцы сняли с себя украшения. Благополучно добравшись до земли, они разобрали свои плоты, сделав вновь дома. А из золотых гвоздей в знак благодарности отлили статую по образу и подобию старейшей женщины кумандинского народа. Её имя было — Алтынай, что в переводе означает «золотая луна». Через много лет всю местность вокруг статуи так и стали называть — Алтай. Она стояла на слиянии рек Бии и Катуни. На этом месте было расположено святилище «Золотой бабы».

«Человек бывает велик трижды, - считает Артем,  -в день рождения, в день смерти и в день свадьбы. День рождения и смерти люди не могут контролировать, остаётся в жизни всего один день, который нужно прожить по-человечески, по традиции.

Традиция говорит о том, что свадьбу нужно делать на растущей луне. После свадьбы женщине целый год нельзя ходить на похороны мужчин, потому что нацепляет чего ни попадя или овдовеет раньше времени. Мусульмане вообще женщин на кладбище не пускают. После свадьбы даётся 40 дней для того, чтобы они научились поминать предков друг друга как своих собственных. И если молодожёны будут эту традицию соблюдать, тогда крепкие семьи будут…»

Приезжаем в Этнопарк.  Здесь мы увидели больше десяти фигур, которые вырезали из кедра мастера из разных городов России. Некоторые фигуры  высотой по несколько метров. «Возродитель природы. Парящие у Солнца», «Кайын и Чемал», «Лесной житель», «Моя Катунь», «Обыкновенное чудо — Алтай», «Самуралу» и ещё множество других. Каждая скульптура сопровождается какой-либо легендой.

Сам Игнатенко вырезал фигуру Белого Марала. Он стоит на холме, а под ногами – небольшое озеро. Легенда о белом марале сулит богатство его обладателю.

Весной и летом, конечно, мероприятий здесь проходит много – праздники и тематические вечера, можно познакомиться с разными лекарственными растениями Алтая. Особый предмет гордости – огромная белая ива, обхватить которую даже двум взрослым мужчинам не просто. Можно почерпнуть интересные идеи по оформлению дачного участка из подручного материала – камней, сухих веток, живых ивовых деревьев. Главные достопримечательности – дом, через который прорастают два огромных дерева и каменный лабиринт – круги Святозара.

Есть картины местных художников.

А Артем продолжает интриговать и поражать наше воображение, рассказав  заговор на родниковую воду: 

Набрать в руки воду из родника и сказать такие слова: «Святым словом, добрым часом заговариваю себя и свой род. Пусть беда мой дом стороной обойдет. Пусть нужда от меня навсегда уйдет. Як в чистом поле трава-мурава поднимается, пусть сила рода моего возрождается. Благополучие, удача, любовь сохраняется. Если что-то убежало — возвращается. Така бысь, така есть, така будет. И ныне и присна и от круга до круга. Ключ, замок, язык.» Воду пьют, что останется — умываются и не вытираются. Повторяют трижды.

Есть  заговор на поварешку. Женщины делают его в пятницу на убывающую луну. Это простой прием домашней магии. Когда что-то в жизни идет не так или болезнь подступила, одиночество, детей нет — нужно делать обряд с домашней поварешкой.

Поварешку надо в доме всегда чистой держать. В холодильник в кастрюле не ставить, стучать поварешкой нельзя чтобы в доме не ругались.

Заговор на поварешку. Берем поварешку и кухонный нож. На поварешке рисуем ножом крест и говорим: «Как ты луна с неба божьего таешь, убываешь, так пусть болезнь (ангина, пустота, бесплодие, одиночество) от меня уйдет, а назад пути вовек не найдет. И ныне и присно и от круга до круга. Ключ, замок, язык.» и лизнуть поварешку.

И напоследок Артем нам сказал: «Любите и уважайте родную культуру, живите, созидайте, творите, будьте счастливы, будьте здоровы и да прибудет с вами сила Рода, Вашего Рода!»

 Анна Муратова, слушатель школы межэтнической журналистики, Барнаул.