Свадебный обряд Чаплыгинского района

Свадебный обряд Чаплыгинского района

 Одним из красивых и говорящих о народных традициях обрядов был свадебный. Его изучали липецкие этнографы в селах Демкино и Колыбельское Чаплыгинского района. На их примере мы можем узнать об особенностях обряда и традициях липчан во время свадьбы, прикоснутся к совокупности национальных традиций.

 Свадьбы проходили, как правило, с октября до Михайлова дня, зимним мясоедом и на Красную горку. Промежуток времени от запоя до дня свадьбы зависел от того, как подготовится невеста. Если сватовство прошло удачно, можно было либо в тот же день устраивать запой, либо приходить в другой день.

 Запой – это знакомство родителей и родственников будущих жениха и невесты. Сами они на этом торжестве, как правило, не присутствовали. Влюбленные должны были в это время находиться в чулане или другом месте, а появиться уже в самый разгар пира. В селе Демкино, например, этот момент называли «запивать вино». Далее родители невесты ходили «место глядеть». Это значит – осматривать дом жениха.

Вечером перед свадьбой к невесте приезжали родственники жениха, забирали приданое, тут же смотрели дары, которые были развешаны по избе. В дом приходили подруги невесты - начинался так называемый «девишник». Приданым считались самые разнообразные вещи. У семей победнее это были предметы домашнего быта, например, постельное белье, посуда. Обеспеченные родители прибавляли к этому дома, земельные участки, меха. Иногда часть девичника переносилась на утро свадебного дня.

 Важное значение приобретал обряд повивания, или смены головного убора молодой. В селе Колыбельское невесте заплетали одну косу. Затем будущие молодожены ехали к венцу в отдельных санях.

Одной из особенностей свадебного обряда указанных сел является следующий обычай, в целом не характерный для южнорусской свадьбы - от венца молодые ехали к невесте, где оставались ночевать. Это указывает на пережитки уксорилокальности, то есть норму брачного поселения супругов, когда молодые живут в доме, где раньше жила невеста.

 Свадебный обряд Колыбельского и Демкино насыщен разнообразными обрядовыми и величальными песнями. Молодых обязательно обыгрывали: «Стоит рюмка на столе». Пели дружку: «Уж ты, друженька, честной человек», парням пели - «Кто ж у нас не женат», мужчинам - «У кого же деньги есть». За столом пели «Честна хвальна беседушка». Для невесты пели величальную: «Среди двора-дворика, исполняемую на напев-формулу. Величальные молодым, женатому и неженатому гостям – это «У голубя», «Во горенке», «А кто у нас не женат». Эти песни звучали на свадебном пиру в доме жениха, сопровождаясь пляской. Песню «У голубя» пели в полукруге.

 Как правило, исполняли плясовые песни «Полно, полно вам, ребята», «Долина-долинушка», «Во горенке во новой». В избе плясали по кругу с высоко поднятыми руками.

Второй день свадьбы также не менее насыщен разными обрядовыми действиями. Утром крестная с подругой или девки приходили будить молодых. Невесту прятали. Затем ее отыскивали, и после этого родственники жениха уводили невесту в его дом. Второй день называли «пахмёлки». Все вместе обходили село – как факт утверждения в глазах общины новой семьи. Гуляли и танцевали.

К заключительным обрядам свадьбы относились совместное посещение молодыми родителей невесты на третий день свадьбы.

 Первый год молодые жили в доме, а ночевать ходили в баню или сарай. В этом усматривалась необходимость молодоженам побыть одним. Весь год после свадьбы молодые собирали родных на все большие праздники, таким образом они устверждали свой семейный статус.

 Полина СМЕТКИНА

Фото реконструкции свадебного обряда предоставлено «Наследием Липецкой области» (автор фото Владимир Юрьев)

2.11.2021