Приблизительно русская
Краснодарские студенты представляют идентичность и традиции участников школы.
Зинченко Марина
Я русская. Я - русская?
Погружаясь в историю своей семьи, распутывая клубок многонациональности предков, ищу ту ниточку личной самоидентификации.
Моя мама на четверть украинка, а родственники по папиной линии были цыгане, но разница культур не помешала крепкому союзу.
Помню, как на праздники дома не хватало стульев, чтобы усадить за стол всех пришедших родственников. И, конечно, самые яркие воспоминания о том, как встречали Новый год.
Звонкий смех, ощущение праздника и запах мандарин. Новый год собирает в себе все самое доброе и даже во взрослой жизни люди с улыбкой вспоминают праздник, переносящий их в детство. Новый год - семейный праздник, объединяющий людей разных поколений и кровей за одним столом. Национальные различия теряют свою значимость, привнося изюминку в качестве разве что наличия национальных блюд на праздничном столе. Бабушка по маминой линии приносила собственного приготовления «домашнюю колбасу» по украинскому рецепту и вареники с картошкой и жареным луком, на столе всегда было сало. Любовь к этому продукту во мне жива до сих пор и каждое торжество не обходится без нескольких его видов.
Отражение моих цыганских корней нашло себя в далеком 2000 году, где на утренник в начальной школе я была одета в костюм цыганки. Традиционно на Новый год мы собирались всей большой семьей и этот гомон, суета, разность мнений и историй олицетворяли счастье. Счастье в единстве таких непохожих, но родных людей.
Нурбий Куров
История семьи у каждого человека связана с чем-то личным, сокровенным, отражающим не только исторические перипетии, но и личное отношение к данным событиям. Говоря о моей семье, следует выделить две линии: 1) по отцовской; 2) по материнской.
Линия отца. Куровы довольно большой род, однако представителей этой фамилии черкесов не выходцев из аула Урупского я не встречал, зато встречал русских однофамильцев. Къурэ означает с черкесского «жесткий, грубый». Достоверного значения мне не довелось найти, однако такая версия имеет место. Самым ранним предком по линии Куровым, мне известно о Клюе, жил он в конце XIX в.
Линия матери. Девичья фамилия матери Тимова, идёт она с имени прародителя рода, который жил в конце XIX в. Впрочем, уходить в подробное описание жизни предков мы не будем.
Говоря о моем самоопределении, нужно сказать, что проблем или дилеммы у меня никогда не было. Все мои предки, которых я знаю были черкесами, по свидетельству о рождении я черкес, в связи с этим и я себя всегда так определял.
Софья Величко
Время быстротечно. Сменяются поколения, года и события. Но есть то, что остается неизменно — это традиции. В моей семье есть давняя традиция печь куличи и красить яйца на Пасху. Все женщины моего рода всегда соблюдали ее. Прабабушка готовила тесто для куличей по секретному рецепту на дрожжах из хмеля и утиных яиц. Готовили куличи за пять дней до праздника. Пекли главный символ праздника в русской печи в жестяных банках из-под томатной пасты или кастрюлях. Получались большие, пышные и ароматные куличи, которыми семья лакомилась всю светлую седмицу. После выпечки прабабушка ставила сдобу высоко на буфет и накрывала её вышитым рушником до святого дня.
Сохранился в нашей семье также рецепт окраски яиц натуральными красителями. Например, от веточек вишни яйца приобретали малиновый цвет, а от тополя желтый, луковая шелуха давала коричневый оттенок. Мои предки старались до праздника Воскресенья Христова побелить хату, тщательно убраться, а в день Пасхи нарядится в одежду красного цвета. Этот праздник был и остается одним из самых главных и почитаемых в нашей семье. Я уважаю эту традицию и постараюсь передать её своим детям.
Марина Чернова
Проблема самоопределения для меня стоит самым острым углом по направлению в сердце, а то и в голову. Оба родителя, впрочем, на этот счёт весьма единодушны: мы русские. И без вопросов. Энто они без вопросов, а у меня над головой огромный вопросительный витает: мама моя была привезена папой на юг в качестве невесты из Республики Коми. Но к народу коми, по её заверениям, отношения никакого мы не имеем. Ага! А скулы такие тогда откуда? У меня, у неё, у её сестры и их мамы, моей бабушки. И фамилия вроде бы ни о чём не говорит - Чудаева. Ан нет! Встретилась мне информация в Сети о том, что случалось у мордвы, что они имена свои древние, самобытные на манер фамилий записывали. Вот оно - взаимодействие русской и мордовской культур. И имя когда-то замечательное ходило среди мордвы: Чудай!..
С отцовской стороны всё прекрасно: мы – русские! (Тут поправка от моей школьной учительницы истории, которая имела обыкновение задумчиво говорить: мы все приблизительно русские. И ведь удивительно прозорливо сие было). Папины предки по одной линии из центральной России, - не придерёшься, а вот по другой – казаки! Согласно семейному преданию, ходил наш предок в Персидский поход. С казачьими войсками, как положено. Да и остался там при посольстве писарем. Ушли обратно на Кубань уже в 1920, когда революция все карты новым раскладом выдала. Ах да, казаки-то у нас не народ... Многие народы в казаки записывали. Как тут разобрать, где свой?
Так что болтаюсь между севером и югом, аки между небом и землёй. То ли из мордвы, то ли из русских или не очень казаков. А шаманы так вообще во мне родственную связь с великим Бату-ханом прозревают. Видимо, всё-таки скулы.
30.10.2021