Место битвы черных шаманов

Место битвы черных шаманов

Каждый ребенок, росший в бурятской семье, слышал это страшное слово - бохолдой, что в переводе с бурятского означает привидение. Помню, как в детстве бабушки часто ругали нас за то, что бегаем по середине дороги в деревне. Не разрешали нам и петь по вечерам или, находясь в лесу, звать друг друга по имени. Все запреты сопровождались повторением этого слова от которого душа леденела - бохолдой.

Как шаманы изживали друг друга

Бурятская мифология богата на жуткие истории. Много в легендах не только различных божеств, но и умерших людей, которых принято делить на разные группы: те, кто умер своей смертью, кто погиб в раннем возрасте, кто совершил суицид. Есть в фольклоре множество сущностей, которых в простонародье называют чертями. Слово бохолдой объединяет в себе всех представителей потустороннего мира. Такое представление о загробной жизни до сих пор существует у прибайкальских бурят, что напрямую связано с сохранением шаманизма.

Но есть в Иркутской области места, где сохранилось особенно много преданий. Например, село Улей Осинского района. Даже сейчас, в XXI веке, на предложение съездить в Улей можно услышать отказ и краткое объяснение: «Лучше я туда не поеду, не хочу духов тревожить».

Самая известная легенда Улея - об улейских девушках, о толпе из 350 бохолдой. По ее мотивам создан спектакль в Бурятском драматическом театре. Но существует еще одна, не менее пугающая, легенда о битве черных шаманов.

Давным-давно, когда река Ангара была ручейком, величественные Саяны сопкой, а Байкал маленьким озером, жили на прибайкальской земле могущественные шаманы... Унгинские (нукутские) и улейские шаманы в те времена враждовали между собой, вели бесконечные битвы при помощи своих заянов (духов-хранителей) и умирали молодыми.

Однажды в одной унгинской деревне заболела женщина и пригласила черного улейского шамана, который гостил в этой деревне у своего тестя. Шаман Бугдан приехал к больной женщине, побрызгал молочной водкой тарасуном и сказал ей принести в жертву местным хозяевам земли черного барана, пригласив унгинского шамана Косто. Два дня шаманы призывали своих духов, занимаясь бахвальством друг перед другом: "Каковы мои силы!". Дело кончилось тем, что разодрались они окончательно и разъехались по своим улусам. Каждый у себя шаманил, чтобы изжить друг друга.

Унгинский шаман призвал своего хранителя-заяна, к которой редко обращался - Муу шубуун (плохая птица). Считается, что она может обращаться в разных птиц, но чаще принимает образ красивой женщины, только губы остаются в виде клюва.

Кстати, о появлении этой птицы есть такая легенда: один молодой бурят, который влюбился в девушку. Они ушли в лес и там жили. Молодой бурят умер, девица долго плакала над ним, потом подумала, что перестанет тосковать по нему, если съесть его печень.

Она распорола брюхо умершему и действительно съела печень возлюбленного. Тут же испустила дух и превратилась в Муу шубуун. С тех пор ищет в лесу молодых бурят, приходит к ним ночью в образе красавицы, прикрыв свой клюв рукавом и затмевает разум парней. Если удастся обмануть, то бьет их по голове своим клювом и сжирает печень.

Вернемся к шаманам. Улейский шаман Бугдан призвал всех своих больших заянов – Улеи-олон, что можно перевести как улейские многие. 350 душ ходят и ездят вместе толпой. Как они образовались? Одна девица Духэ из Улея была выдана замуж в Тарсай. Муж обращался с ней очень жестоко, в следствии чего она сбежала. За это ее, по жалобе мужа, сажали в колодку и жестоко били. От таких побоев она сошла с ума и удавилась в Улее, на своей родине. После смерти она сделалась заянкой. По ее желанию умирают молодые люди и женского и мужского рода. Вначале человек делается беспокойным, а потом старается незаметно удавиться. Таким образом их и набралось 350 душ. В них до сих пор верят многие. Считается, что эти духи вредят людям. В их честь совершаются разные обряды, очень дорого стоящие. Нелегкое ведь дело напоить допьяна и накормить досыта толпу заянов.

Назначив решающую встречу на границе, шаманы стали биться. Три дня и три ночи состязались они, выбились из сил, погрузились в мертвецкий сон. Битву продолжили их заяны. Муу шубуун было не под силу бороться с 350 душами. Призвала она на помощь съеденных парней. Три дня и три ночи пожирали заяны друг друга и не смогли одолеть.

Проснулись шаманы и разошлись опять. И снова каждый шаманил на своей стороне, чтобы съесть противника. Но однажды к улейскому шаману Бугдану явилась старая бабка. Это была девица Духэ, предводительница 350 душ, и подсказала как лишить унгинского шамана Косто силы, отправить его блуждать в темноте на том свете, чтобы заяны не приняли его в свой стан. Сказала ему выждать тот момент, когда у жены начнутся особые дни, выжать грязную кровь в посуду и подмешать в угощение.

Так и сделал улейский шаман. Лестью и хитростью выманил на границу, якобы для заключения мира, улучил момент и подмешал в угощение кровь своей жены... В тот же миг лишился унгинский шаман своей недюжинной силы. Кое-как добрался до дома, хворал три дня и скончался. Отвернулись от него его заяны, не смог он разгадать злой умысел своего противника. И осталась блуждать его душа одиноко в вечной темноте, срывая свою злость на молодых женщинах. До сих пор женщины детородного возраста в унгинской долине не имеют права посещать некоторые обряды. И не подходят к святым местам. Так рассказывают старики.

Но что происходит сейчас, в современное время, рассказал Антон Марактаев, глава МО «Улейское».

Как живут в Улее.

- Как вы относитесь к тому, что за Улеем закрепился стереотип страшного места?

- На самом деле ничего страшного в этом не вижу. И ничего такого сегодня не происходит.

- Когда читаешь старые легенды Улея, рассказ усугубляется вставками о том, что местное население не выходит по вечерам на улицу. Так ли это сейчас?

- Это, конечно, стереотипы, которые усиливают сказители. Несколько десятков лет назад такое было, но сейчас во многом это приукрашено. Ничего страшного, конечно, нет. Все в порядке, люди обычно живут.

- Какие шаманские обряды проходят сейчас в Улее?

- Как обычно, тайлаганы проходят. Каких-то специфических обрядов, характерных именно для нас, у нас нет. Все, как у всех.

- Гордитесь ли вы тем, что по мотивам именно вашей легенды идет спектакль в Бурятском драматическом театре?

- Любое упоминание нашего села, конечно, большой плюс для нас. По-видимому, еще сам спектакль хорошо поставлен, поэтому он пользуется интересом и спросом у зрителя. Во всех художественных материалах есть своя интерпретация – преувеличения, присказки и тому подобное. Мы к этому относимся хорошо, ничего страшного не видим.

- Чем Улей может похвастаться, помимо легенд о бохолдой?

- Улей – успешная территория, которая развивается на всем протяжении своего существования. У нас хорошо представлено сельское хозяйство. На территории существует порядка 30 хозяйств. Люди добиваются в разных направлениях успехов. Есть люди науки, которые родом из Улея. Но по большей части наши люди – это люди труда. Еще у нас неплохо развит спорт, в особенности борьба. Всех приглашаю на гостеприимную улейскую землю.

Диана Дабалаева

28.10.2021

* Материал опубликован на портале Орда-инфо.