"Уникальная" ложка и первый утюг
Настоящий русский уголок есть в Семилукском районном Дворце культуры. Называется он музей русского быта «Изба». Мы отправились туда, чтобы познакомиться с особенностями быта русского крестьянина и окунуться в атмосферу конца XIX - начала XX века.
Музей занимает довольно маленькую комнату. Когда туда заходишь, первым делом обращаешь внимание на множество экспонатов, особенно для такого небольшого помещения. Это сразу вызывает интерес и желание все быстрее рассмотреть. У меня эта комнатка сразу вызвала чувство уюта: глаза сами зацепились за знакомые предметы - печка, кувшины…Ведь каждый хоть раз бывал у бабушки или прабабушки в деревне. Я думаю, и вы знаете это чувство ностальгии и легкой грусти.
Руководит музеем Наталья Шедогубова. По образованию она инженер, но увлеклась народной культурой и не смогла остановиться.
— Начнем с истории музея. Кто его основатель и как вообще возникла такая идея?
— Музей создан 20 мая 2014 года. Его основатели – Евгения Афанасенко и ее папа. То есть это, можно сказать, частная коллекция. Все экспонаты они собирали сами, ездили по деревням где-то что-то покупали, просили, люди дарили много. И потом уже когда открыли музей здесь во дворце, местные жители стали приходить на экскурсии, потом возвращались, приносили то рушник от бабушки, то прялку. Все предметы, все экспонаты в нашем музее подлинные. Новодела здесь практически нет, может, мелочи какие-то – кружки, птички. Здесь собраны предметы быта Воронежской и Брянской областей.
—Какие мероприятия вы проводите в своем музее?
—В основном, конечно же, экскурсии. Очень много приходит детей, пожилые пары с внуками и детьми своими. Часто мы выезжаем на различные фестивали, конкурсы. Например, «Воронеж многонациональный» был недавно. В Репьевку мы ездили, вывозили свои экспозиции. Также экспонаты нашего музея участвовали в качестве декораций в спектакле «Казачья свадьба», он тоже проходил недавно. Сейчас в танцевальном зале нашего ДК работает экспозиция «Окно в прошлое». Там мы выставили предметы из нашего музея, которые спрятаны у нас в запасниках. А ещё мы снимаем цикл видеороликов «Забытое в деталях». Они очень короткие, примерно по пять минут. Берём один какой-то предмет быта и подробно о нём рассказываем, а затем видео выставляем в соцсетях нашего ДК.
—Как вы стали руководителем музея?
—Всё просто. Руководитель музея Евгения Афанасенко ушла в декрет, а я просто временно замещаю её. На самом деле я руководитель кружка «Мастерица».
—Расскажите про ваш кружок, чем вы там занимаетесь?
— Разными видами рукоделия, шьем народных кукол, вяжем игрушки, вышиваем, плетем макраме. Занимаются и взрослые (в основном уже старше 50 лет), и дети.
—А вот насколько вообще пользуется популярностью такая работа – и музея, и кружка?
— Сейчас мешает пандемия. Мы только-только наберем группу, и занятия приходится останавливать.
Я еще раз прошлась по музею, послушала рассказ Натальи. И вот что запомнилось мне больше всего.
Одно из главных украшений крестьянского жилища – рушник. Это вышитое полотенце из льна или льняное полотенце с тканым узором. Длинными украшали избу и иконы, вешали над зеркалом. Те, что покороче, использовали в качестве полотенец. Концами старались не пользоваться. Вытирались только серединой, а красивую вышитую часть не трогали. А потом, когда полотенце приходило в негодность, концы обрезали и наставляли на новое белое полотно.
Конечно же, интересен рассказ про народные костюмы. Девчонки молодые, незамужние ходили не в юбках и рубахах, а в белых рубахах и черных сарафанах. И волосы всегда носили заплетенные в одну косу, а потом, когда выходили замуж, на свадьбе эту косу расплетали и заплетали две. Это было знаком того, что девушка становилась уже не одна ,а вдвоем с мужем. И после свадьбы волосы всегда носили прикрытыми, обязательно повязывали платок, без него выходить было стыдно. Когда замужнюю девушку хотели опозорить, на улице с нее сдергивали платок.
Самое интересное в народных костюмах - это фартуки. В каждой деревне фартук был особенным, и если с разных деревень женщины выбирались на ярмарку, то по фартуку можно было сказать, откуда та или иная приехала ,замужем она или нет, в каком доме живет, сколько у нее детей, сколько раз она переезжала. На каждое такое событие на фартуке появлялась новая нашивка или узор. Одежду никогда не выбрасывали. Манжеты или красивую вышивку потом отпарывали. В костюмах Воронежской области преобладают красный, белый и черный цвета. Красный цвет -защитный, белый - чистоты, черный-цвет нашего чернозема.
Представлен в музее и образец самого первого утюга - рубель. Работал он следующим образом: на скалку наматывали белье, и рубелем с усилием по столу прокатывали.
А вот подвесная люлька. Когда строили избу, то на потолке обязательно делали крюк, куда подвешивали люльку. Она могла быть деревянная или плетеная как корзинка. Люльки передавались по наследству. Когда приходили в негодность, их не выбрасывали и не сжигали, а относили в лес, вешали на дерево и оставляли.
Один из главных экспонатов в музее - воронежская матрешка. Её особенность в том, что она не обычной формы, а в форме яйца или капельки.
- А что бы вы назвали самым интересным экспонатом, возможно какой-то было сложно заполучить?, - спросила я у Натальи.
—Интересна очень вот эта ступа. У нее один бок обожженный полностью. Папа основательницы музея Евгении Афанасенко ехал мимо деревни и увидел костёр, где жгли какие-то старые вещи. Он подошёл и эту ступу буквально выкатил из костра. Еще бы я назвала ложку. Вроде бы простой экспонат, но на самом деле он уникальный. В те времена ложка была у каждого своя. Это сейчас у нас ложек 10, 20, 30, берём любую. Раньше было в семье, допустим, пять человек и ровно пять ложек. И каждый ел только своей. Если человек отправлялся в гости и предполагал, что его там могут чем-то угощать, он обязательно брал ложку с собой - за пояс. Придя без ложки, сидел на скамейке без угощения.
Честно говоря, я думала, что сейчас такие места, как музей русского быта «Изба» не пользуются популярностью. Но на своем опыте поняла: здесь тебя охватывает интерес, как только входишь сюда. Я, например, узнала очень много нового. Такие места должны существовать, и их нужно посещать, потому что, оказывается, мы не очень-то и знаем, как жили наши предки.
Валерия Богорубова
27.10.2021