Охота по-коми: культура и негласный этикет

Охота по-коми: культура и негласный этикет

Не трогать чужого. Уйти так, как будто вскоре вернешься.  Брать ровно столько, сколько требуется… Негласные правила этикета коми охотника нигде документально не зафиксированы, но многие коми семьи и сегодня промышляют по заветам своих дедов и прадедов.

Сборы

– Когда собираешься на охоту, главное – ничего не забыть дома,  – рассказывает ижемский охотник Андрей Терентьев. –  Возвращаться-то нельзя: удача, говорят, отвернуться может. Это сейчас у всех телефоны есть: позвонишь домашним, они добегут и принесут, коли недалеко ушёл. А раньше докричаться пытались (смеётся). Не услышат – значит, идёшь без этой вещи.

Инвентарь охотники берут с собой в зависимости от цели путешествия. Если направляются в свои угодья проверить силки, в рюкзак непременно кладут проволоку, нож и небольшой топор. Собираясь на боровую дичь, берут дробовые патроны и несколько пулевых на непредвиденный случай (мало ли, медведь нападёт).

– При себе в непромокаемом пакете всегда должны быть спички. И не важно, курящий ли человек, – продолжает свой рассказ ижемец Андрей Васильевич. – Про сменные носки и бельё тоже не нужно забывать. Также многие охотники в рюкзаке носят сухую бересту и щепки. Провизию всегда берём с запасом: собрался на один день, а еды берёшь на два.  

 Путик           

 

 Путик – охотничье угодье. У каждого путик свой, и передается он из поколение в поколение. .Если в силках на чужом путике видят пойманную дичь, её ни в коем случае не забирают.

– Птицу можно вытащить из петли и подвесить на дерево, чтобы животные не сгрызли, а силок «зарядить» заново. Это «охотничьим благородством» называют. Но как бы ты голоден ни был, брать себе чужое нельзя, – говорит Андрей Терентьев из . – У многих наших ребят родовые угодья, которые ещё от дедов им достались. Они очень чтут такие традиции.

В лесу можно заходить в любую избушку – неважно, твоя она, чужая или ничейная (некоторые домики раньше были во владении леспромхоза, а впоследствии остались бесхозными).

– С избушкой непременно здороваешься. Затем растапливаешь печь, ужинаешь и идёшь ко сну. После ночёвки оставляешь всё так, как будто сам же сюда вскоре и вернёшься, – рассказывает охотник. – Прибираешься, оставляешь немного соли, сахара, чая, круп. Обязательно заносишь сухие дрова и бересту для розжига. Для тебя же всё это было приготовлено, ты должен сделать то же самое в ответ. В избушку люди, как правило, приходят уже затемно. И чтобы путнику не искать дрова в ночи, он пользуется заготовленными кем-то, а затем перед своим уходом пополняет запас.

Угодья к осени начинают готовить ещё весной. Так птицы-звери за лето привыкают к охотничьим конструкциям. Срабатывающие устройства в это время подпирают корягами, чтобы капканы не сработали.

– Дичь любит копаться в земле, ищет мелкую гальку и ест её. Камни нужны для их пищеварения, – делится знаниями Андрей Васильевич. – Поэтому по весне изучаем ямки в земле, чтобы понять, где именно водятся глухари и рябчики. Если они приходили раз, то придут и второй. Силки устанавливаем там.

Особенно промысловые птицы любят места у трухлявых пеньков или поваленных вверх корнями деревьев. Угодья прокладываем вдоль лесных ручьев или по кромке болота.

Ловушки

Самые простые ловушки – лэч (силки). На жердь закрепляют петлю-проволоку, а по обе стороны от неё выкапывают небольшие ямки и насыпают туда гальку для привлечения дичи. Прибивают несколько вертикальных колышков-отводов, чтобы птица прошла в нужном месте. Подойдёт, к примеру, тетерев, склюёт камни по одну сторону, затем через петлю увидит гальку с другой стороны и начнёт переходить туда. Вот тут-то он и попадает в силок.

Силок у пенька

 

Силок у поваленного дерева

Аналогичен и принцип действия «рычага» («ӧтяп»). Только вместо статичной жерди устанавливают согнутое как пружина «живое» дерево. По правую сторону от пня сучком подпирают механизм. Птица проходит, попадает в капкан, начинает трепыхаться, дерево-пружинка отходит от колышка и распрямляется. Это нужно для того, чтобы на земле пойманную дичь не сгрызли животные или вороны.

Подобную ловушку часто показывают в американских фильмах – герой наступает в определённое место – срабатывает механизм, и вот уже человек, подвешенный за ногу, болтается над землей.

 

ӧтяп – рычаг

Ловушка с еловыми ветками называется «коа». Один конец жерди устанавливают на крестовину, второй накрывают шалашиком из веток и сверху покрывают мхом. На входе в шалашик устанавливают силки. Даже после снегопада песок под еловыми ветками сухой и особенно привлекателен для дичи.

 

Коа – шалаш

 «Пу лэч» или «силок на дереве». Эта ловушка работает только на рябчика. Между двумя деревьями на уровне человеческой груди приколачивают жердь. На ней устанавливают петлю из алюминиевой проволоки или мягкой ветки. Вовнутрь закрепляют ещё одну петлю. По обеим сторонам от силка подвешивают гроздья рябины. Рябчик по жёрдочке будет проходить от одной грозди к другой и попадёт в капкан.

 

Пу лэч – силок на дереве

Наиболее трудоёмкие охотничьи конструкции – «хлопушки» («кляпины»). Три связанных бревна устанавливают на П-образную стойку с помощью проволоки в форме треугольника. Проволоку закрепляют на жерди толщиной с черенок лопаты. Другой конец жерди веревкой или проволокой соединяют с колышком, который закрепляется на дощечке. Дощечка находится в трех сантиметрах от земли, по обе её стороны раскопаны небольшие ямки, куда насыпаны мелкие камни. Птица или промысловый зверь при переходе от одной ямки ко второй наступает на дощечку, колышек-подпорка соскакивает, и брёвна падают, раздавливая дичь своей тяжестью.

Принцип действия второго вида «хлопушки» аналогичен первому. Только вместо дощечки здесь на С-образный кусок фанеры устанавливают жёрдочку, которую затем укрывают берестой. После того, как птица приземляется, жердь соскакивает с полусферы и конструкция падает. «Хлопушки» обновляются раз в 2-3 года.

В такие капканы может угодить и заяц, и куница, и горностай. Охотники этот вид ловушки называют самым гуманным. Если попадая в силок, дичь какое-то время ещё пытается выбраться, то здесь же под тяжестью брёвен погибает мгновенно.

   

«Хлопушка» («кляпина»)

Главное правило при установке ловушек – ближайший пейзаж оставлять неизменным. Все брёвна и жерди охотник должен приготовить в 60-70 метрах от того места, где были обнаружены следы промысловых птиц. Если ты что-то изменишь, то дичь туда больше не придёт, и твои капканы окажутся бесполезными.

– «Хлопушки» я сам с нуля не устанавливал, – поделился Андрей Терентьев. – В 1980-х годах с отцом их ставили. Первые два года дичь на них отлавливалась исправно, но затем в тех местах проводили разведочные взрывы, экосистема изменилась, и промысловые птицы ушли.

Количество самоловов охотник устанавливает сам в зависимости от величины семьи и наличия места хранения. Не принято брать у природы больше своих потребностей. Отловил свою норму – всё. Идёшь в свои угодья и «разряжаешь» силки.

– Когда дичи мало, хороший охотник даёт отдохнуть своим угодьям (шойччӧдӧ), года два-три там не промышляет. А после успешной охоты всегда благодарит природу за улов, – продолжает свой рассказ Андрей Васильевич и прибавляет:  – Говорят, если перед тобой бурундук путик перейдёт, то день будет неудачным. Примету эту на себе не испытывал, но от многих слышал.

Помощники

Зачастую охотники с собой в лес берут и четвероногих помощников.

– Хорошую собаку можно определить по родословной. Если её родители в лесу «работали», то и она будет, – говорит ижемский охотник. – Бывает, что в роду одни дворняги, а у детёныша врожденный талант. Это уникумы. Собаки по дичи начинают работать до году, некоторые с 4-5 лет. А взрослую особь охотой уже не заинтересуешь. Можно тренировать её с опытными охотничьими собаками, но если Бог таланта не дал, то уж ничего не поделаешь.

Некоторые пожилые охотники трудолюбивого пса определяют по кости на затылке. Дескать, чем она больше выступает, тем лучше собачий нюх и слух. Некоторые же внимательно присматриваются к глазам. Если над веком есть ещё две точки, и со стороны собака выглядит четырёхглазой, это тоже признак трудолюбия.

В лесу четвероногих помощников ругать нельзя.

– Если залает, к примеру, на белку или куницу, ласково отводишь её от животных, – продолжает свой рассказ Андрей Терентьев. – Потому что в ноябре, когда ты специально пойдёшь на куницу, собака на неё больше не среагирует. Запомнит, что в прошлый раз её за это отругали.

Охотничью собаку в лесу почти не видать. Она всегда держится метрах в 200-300 спереди или сбоку, но чутко следит за траекторией пути своего хозяина. Во время привала прибежит полежать рядом, а затем вновь уходит по своим делам.

– У меня была такая, которая и на водоплавающую утку, и на боровую дичь реагировала. Взял я её у одного старого охотника, мать трудолюбивой была. Ничему её не обучал, свой талант в ней проснулся. С молоком матери, как говорится, всосала, – вспоминает Андрей Васильевич. – Когда щенку было месяцев 7-8, взял с собой на рыбалку. Увидела она утку на реке – как начала облаивать и в воду за ней лезть. Думал, что только по уткам и будет работать. Ан нет. И на дичь, и на куницу с ней ходили. Но недостаток был небольшой у собаки. Подплывёт к подстреленной утке и выносит её к ближнему от себя берегу. И неважно, что я на другой стороне остался (смеётся). Был у меня ещё пёс по кличке Добрый. Тоже в лес ходил. А больше с собаками как-то не везло.

 Словарь ижемского охотника:

 Анча – норка

Байдӧг – куропатка

Вӧралысь – охотник

Вурдысь – крот

Дозмӧр – глухарь (самка)

Кыйны – охотиться

Кырныш – ворон

Лэч – силок

Лэч туй, угӧд – охотничье угодье, путик

Пон – собака

Пӧтка – дичь

Пурт – нож

Сьӧла – рябчик

Тар – тетерев

Тулан – куница

Чер – топор

Чукчи – глухарь (самец)

  Ирина ТЕРЕНТЬЕВА

25.10.2021