"Народная мудрость" для всех

 "Народная мудрость" для всех

Текст, музыка, танец, костюмы, анекдоты, обряды, легенды, сказки – всё это и не только объединяет фольклор. Недавно нам удалось побывать в студии народной культуры «Горница». Там выступали Елена Агаркова и фолк-студия народного творчества «Хутор ДУХОВСКОЙ».

Их песни пробирали до дрожи не только меня, но и всех в зале. Мне вспомнилось, как я, маленькая хрупкая девочка, с горящими глазами плясала под народные песни. Я сейчас никак не связана с темой народной культуры, выступление коллектива «Хутор ДУХОВСКОЙ» зажгло в моём сердце настоящий огонь. Мне стало интересно: как привлечь внимание к фольклору в современном мире? Как сегодня народное искусство живет и что надо сделать, чтобы оно было интересно нашим современникам и, прежде всего, молодежи?  Чтобы разобраться в этой  теме, мы обратились к людям, которые занимаются сохранением и продвижением народной культуры. И вот что выяснили.

Фольклор вокруг нас или в нас?

 Мы ежедневно сталкиваемся с фольклором, но не всегда замечаем это. Открываешь почитать газету, а там целая страница фольклора – анекдоты. Выходишь на улицу, а там детишки решают, кто кем в игре будет, с помощью считалочки – тоже фольклор. А свадебные обряды? Самый распространенный у воронежских молодоженов – перенести невесту на руках через Каменный мост. С этим местом еще связана легенда о девушках из Александринского приюта. В день выпуска девушек из приюта к мосту приходили парни, которые хотели жениться, и ждали их. Если выпускницы выбирали себе спутника жизни, то приводили его в приют, чтобы получить благословение на брак. А приданным их обеспечивал город. Кстати, легенда – это тоже фольклор.

«Фольклор» в переводе с английского – «народная мудрость». Сегодня он популярен в разных направлениях: чистый фольклор (музыкальная традиционная культура в чистом виде), обработка фольклора (это добавление в старинную песню чего-то своего) и стилизация фольклора (песня пишется под старинную мелодию).

Сегодня популярность  заключается в том, что выдает массовая медиакультура. Иногда кажется, будто сегодня все, что не связано с нравственностью и духовностью, допустимо. А вещи, которые развивают человека, очищают и воспитывают, презираются. Но именно во время разрушения, находится верный путь, путь – самоопределения. Например, с помощью исконной народной культуры.

В XX веке фольклорное искусство стало набирать популярность среди простых людей. Начали ставить целые спектакли с народными песнями и танцами. Стали выезжать и собирать по деревням исторические вещи, костюмы и инструменты.

Светлана Ревнева, руководитель народного фольклорного ансамбля «Радовесь», лауреат премии Правительства РФ «Душа России», считает, что народная культура до сих пор продолжает жить в «осовремененном» виде в селах: «В деревне пока ещё присутствует аура «старины», глубины, сознания того, что «я деревенский». Люди соблюдают народные праздники, собираются в клубах, поют, общаются, пекут в печках хлеб, готовят к праздникам традиционные блюда, надевают старинные костюмы. Когда мы выезжаем в фольклорные экспедиции по селам нашей Воронежской области, мы наблюдаем как меняются лица старых бабушек во время таких бесед. Они еще могут нам что-то рассказать о старине или спеть песни, которые они слышали от своих родителей».

В городе все по-другому, считает Ревнева: «Большинство городских жителей, молодёжь, да и люди старшего поколения, воспринимают народную культуру чаще всего как экзотик», которую можно увидеть только при проведении фольклорных праздников. К огромному сожалению, в городской среде народная культура не популяризируется. Она не является достоянием нашего края в той степени, чтобы и дети и взрослые могли сказать «я горжусь своими традициями, я горжусь тем, что я русский»».

Для народного творчества недостаточно костюма!

Елена Агаркова, руководитель фолк-студии «Хутор ДУХОВСКОЙ» делится своим мнением: «Сейчас все считают, что если народ вышел в поле, надел какие-то льняные платья, распустил волосы и повязал ленточку, то это народная культура. Люди совершенно не понимают, что народная культура – это многовековой пласт, накопленный нашими предками, выверенный временем, отсеянный в виде определенных обрядов».

Фольклор сегодня очень интересен специалистам. А фольклористка - молодая наука, ей около 50 лет. На эту тему написано огромное количество диссертаций, открыты новые кафедры в вузах. Елена Агаркова считает, что изучением фольклора должны заниматься специалисты. Пусть разного уровня, но специалисты. «В наши дни непрофильные специалисты пытаются выйти вперед, не оставив места действительно знающим людям. Масса ансамблей, которые сегодня называются фольклорными, не исполняют чистый фольклор. Они просто берут себе такое наименование, потому что фольклорная тематика популярна. Нельзя допускать вторжение в фольклор тех, кто преследует только корыстные цели», - говорит Агаркова.

Например, Татьяна Пухова, заведующая лабораторией народной культуры филологического факультета ВГУ, уже давно изучает тему фольклора. Она выпустила множество книг и сборников по этой теме, скоро выйдет еще один - сборник детского фольклора. Пухова стремится к тому, чтобы книги не лежали в архивах, а были в свободном доступе.

«Самое главное — это сохранить и передать дальше то, что так дорого сердцу. Сам по себе интерес не появляется, его нужно воспитывать. Очень легко уйти от настоящего творчества к искусственно сделанному подобию. Чтобы этого не произошло, нужно ездить, узнавать, собирать, интересоваться и общаться другими культурами и народами – только тогда мы получим полную картину. В каждой области разные традиции, костюмы и песни. Нельзя просто надеть костюм и кричать о народности, ведь традиционная песня звучит только в контексте места, времени и действия», - считает Татьяна Федоровна.

В «Горнице» оживают традиции

С 2014 года на базе Воронежского областного центра народного творчества и кино существует социальный интерактивный проект «Студия народной культуры «Горница». Его организовал народный фольклорный ансамбль «Радовесь». Проводимые там мероприятия помогают вспомнить простые, но во многом утраченные русские традиции - игры, песни, праздники, ремёсла.

За годы работы студии более 1500 воронежцев приняли участие в этом проекте, общаясь с ведущими фольклорными коллективами, народными мастерами города и области.

Один из самых любимых мастеров «Горницы» - воронежский хранитель народных музыкальных инструментов Сергей Плотников. Он разрешает не только смотреть, слушать и трогать инструменты, но и предлагает попробовать сыграть на них. Для Плотникова народная культура - это не просто хобби, это целая жизнь. В 2007 году он создал свой «Музей забытой музыки», который сохраняет звуки и песни прошлого.

В «Горнице» часто проводятся мастер-классы с участием воронежских мастеров. Недавно прошел мастер-класс по соломоплетению «Кукольный хоровод»,  его для детей провела народный мастер Воронежской области из Рамони Лиана Юсубова. Все желающие под её руководством изготовили соломенную куклу, которая осталась у ребят на память о встрече в центре народного творчества.

Гостями студии народной культуры «Горница» часто становятся воспитанники Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды».

По словам Светланы Ревневой, в планах есть идея по созданию детского фольклорного коллектива-«спутника»: «В этот коллектив будут ходить дети разного возраста, заинтересованные народным творчеством, традициями и обычаями наших предков, бабушек и дедушек».

 Энергия и магия песни

Своей историей любви к фольклору поделилась с нами и Елена Агаркова:

 —  Мне с детства говорили, что каждый должен делать то, что он хочет! С 1999 года я училась в академии искусств. И понимала, что главная задача руководителя коллектива – всегда быть в эмоциональном напряжении и отдавать всю себя. Я себе сказала: «Нет, я никогда не буду преподавать!». Но, как говорится, хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. С 2004 года я работаю преподавателем. Работая с детьми, я понимала, что могу и хочу достичь большего. Я была на пике развития своих творческих наработок и вокальных данных, поэтому решила напроситься петь в ансамбль «Семеюшка», а уже через пару лет стала его руководителем. В Нововоронеже я самостоятельно создала и выучила четыре состава коллектива. В каждом из них были совершенно разные люди, благодаря которым я вытачивала себя.

«Я никогда не считала себя вокалисткой и не пела сольно», - уточняет Елена Агаркова. Чтобы понять это, ей понадобилось около 30 лет. Все коллективы, которые она вела и учила с нуля, помогли ей этого достичь. Сейчас у Елены есть огромный опыт и багаж знаний, поэтому она все же стала солисткой проекта группы «Холст» (лидер рок-фолк группы «Холст» - Егор Карещиков). Песни там традиционно фольклорные, но в обработке.

«Песня украшает, она дает легкость и состояние полета. Одухотворенные тексты песен очищают, в них заложена энергия и магия. Самое яркое выступление, которое у нас было, - с оркестром народных инструментов. Сложнейшие тональности, метр и размер, высокий ритм, вступление и проигрыши. Нужно помнить, что помимо меня есть рок-коллектив, инструментальный оркестр, куча аппаратуры, микрофоны, инструменты и текст. Бешеный текст в быстром темпе. Я до сих пор не понимаю, как я это выдержала. Но я к этому шла. Я горжусь тем, что смогла. Я себя преодолела и в вокальном, и в эмоциональном, и в музыкальном смысле. Я всегда считала себя недостойной, но мне доверили быть солисткой фольклорной рок-группы, и я справилась!», - делится впечатлениями Елена.

Любовь с первого звука «Хутора ДУХОВСКОГО»

Главным достижением Агарковой стал «Хутор ДУХОВСКОЙ». В основу работы коллектива Елена вложила глубокую теоретическую основу. Самое важное - понять глубину материала, который коллектив доносит зрителям через мелодию.

У Елены Агарковой есть такое правило: «Коллектив должен быть живым». У «Хутора ДУХОВСКОГО» раз в месяц обязательно есть большое и маленькое мероприятие. Если нет возможности провести его, то коллектив создает его искусственно – записывает в студии на камеру и выпускает в социальные сети. Главная задача Елены – раскрыть человеку фольклор так, чтобы он в него влюбился. 

—  Мы планируем записать диск, выпустить несколько профессиональных видеоклипов. Активно участвовать в телевизионных передачах и давать интервью местного значения, для популяризации фольклора. Также мы планируем сделать несколько мини видеоматериалов на разные темы. Объединить, например, тему свадебных песен или календарно-обрядовых,  - рассказывает Агаркова.

Просто изба или целый музей?

Есть и другие формы продвижения народной культуры. Так, в нынешнее время очень популярны разнообразные мастер-классы. Люди узнают много нового о народном творчестве и могут прочувствовать, как это интересно, на себе. Сейчас многие и коллекционируют народные изделия и старинные предметы быта. Один из таких коллекционеров -  Евгения Афанасенко, основатель музея русского быта «Изба» в городе Семилуки Воронежской области.

Одна из самых интересных частей ее коллекции - народные костюмы: «Это целый мир, который заставляет задавать себе всё новые вопросы и искать на них ответы. Почему именно такие цвета использовали в народном костюме? Что говорит тот или иной символ в народном костюме? Изучая народное творчество, мы занимаемся самообразованием».

Евгения Афанасенко считает, что для того, чтобы привлечь молодёжь к теме народного творчества, нужно в каждом районе открыть дом народных ремёсел. Он должен быть оснащён всем необходимым для получения и развития навыков народного творчества региона.

В музее Евгении отменено правило неприкосновенности. Детям и взрослым разрешается трогать все экспонаты и даже залезать на печку. Гости музея участвуют в реконструкции разных обрядов или самых обыденных для людей прошлого действий. «Основной осенней традицией на Руси считалось заквасить капусту на зиму. Середина октября – самое время для этого. В нашем музее мы решили провести такое мероприятие. Для этого нам понадобились музейные экспонаты - корыта, сечка, бочки. Капуста квасится четко по традициям прошлого. Так же у нас есть традиционное осеннее мероприятие – похороны мух. В лапте или в половинке огурца хоронят муху, чтобы насекомые улетали побыстрее», - рассказывает Афанасенко.

От бабушек в красных кокошниках к модным музыкальным течениям

Все это разные формы сохранения народной культуры. Каждая из них по-своему важна и хороша. Но для большей реакции необходимо, чтобы интерес  молодежи к народной культуре поддерживался публично.

Ярким примером современного фольклорного творчества можно считать Пелагею. Она с раннего детства была окружена народными песнями и считает, что русский фольклор – идеальный в своей простоте и лаконичности. Певица подчеркивает, что сейчас от фольклора остались только крупицы, которые нужно сохранить.

Пелагея считает, что в чистом виде фольклор уже никогда не войдет в наш дом, но он должен оставаться в нашей памяти. Молодые люди никогда не будут слушать хоры накрашенных бабушек в одинаковых красных кокошниках, поэтому нужно развиваться и совмещать фольклор с модными музыкальными течениями.

Чтобы развивать фольклор и выводить его на более высокий уровень, необходимы фестивали, доступные для большого числа людей. Пелагея создала свой фестиваль "ПОЛЕ-MUSIC", где русская музыка сочетается с музыкой других – самых разных -разных культур. На основе традиций русской песни происходит импровизация. И сразу видно, что общего и чем отличается  русская культура от других. А это еще один способ полюбить родную культуру.

Екатерина Дыгало

22.10.2021