Ирина Караичева: история ткачества длиною в нить
Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел. Раньше ссамого детства в игре девочки постигали секреты этого мастерства. Они надевали на каждый палец ноги по одной нитяной петле, затем соединяли их концы вместе и привязывали к своему поясу. Но многие ли знают, что это мастерство востребовано и живет и сегодня? Между тем, это так. Мастер ручного ткачества Ирина Караичева рассказала нам о древнем ремесле - ткачестве и поделилась собственной историей любви к нему.
Утро 15 октября.
Мы обе оказались пунктуальны и пришли вовремя в парк «Арена», к колесу обозрения. С улыбкой шли навстречу друг другу. «Интересно, а что у Ирины за пакетик? - подумала про себя. - И какое красивое у нее пальто». Как оказалось потом, его она соткала себе сама в 2016 году. Пальто необыкновенное и сразу бросается в глаза: плавные переходы от рыжего цвета к серебристому. В магазине вряд ли сейчас такое найдешь. Сразу видно – его изготовил мастер.
Сели на лавочку. Начали беседу.
- Как часто вы занимаетесь ткачеством?
- Каждый день. Это моя ежедневная работа.
- А сколько времени уходит на одну работу?
- Все зависит от сложности ткани - от ее мелкости. Если ткань толстая, то уйдет два или три дня, тонкая – две или три недели.
- Есть ли у вас помощники?
- Да, иногда помогают дети. Есть определенные этапы работы, где требуются два человека. Например, заправка станка. Но не более. Мои сын и дочь знают, что это мамина работа. Не дай Бог, что-то испортить. У нас была такая ситуация: дочка, когда была маленькая, разрезала нитки в станке. Тогда я ткала пальто. Дефект на ткани был, конечно. После этого дети знают, что трогать без спроса ничего нельзя.
От химика-эколога до мастера ручного ткачества
По образованию Ирина Караичева- эколог промышленного производства. Закончила ВГУИТ. Правда, оказалась там случайно.
Изначально девушка хотела поступить в медицинский институт. Но, к сожалению, в 1994 году поступить туда было сложно, особенно если нет денег и связей.
- Так и оказалась я в техноложке. Думала, что учила химию для медицинского института, а оказалось, для ВГУИТА - поделилась Ирина с улыбкой.
После института Ирина работала какое-то время на заводе химиком-экологом. Каждый день составляла отчеты и поняла: нет, не ее это. По мнению Караичевой, лучше уж дома сидеть с детьми, чем заниматься нелюбимым делом. Какой-то период так и было: Ирина занималась домом и детьми. Но однажды в книге ей попалась статья про ткачество. Книжка была историческая, документальная. В ней рассказывалось про славян: чем они занимались, что ткали на ткацких станках
- И тут я поняла, что хочу ткацкий станок. В 2010 году найти его было трудно, как будто на Луну слетать, - рассказала Ирина.
Но все-таки девушка его нашла - в Москве на ВДНХ. Стоил он очень дорого - более 35 000 рублей. Откуда такие деньги? - спросите вы. Их пришлось брать из суммы, отложенной на покупку квартиры. Не все в семье поняли Ирину и не все поддержали. Никто не думал, что ткачество станет ее работой.
Интересный факт: ткацкий станок - прадедушка компьютера. В нем используется обычное полотняное переплетение: четные ниточки вверх, нечетные вниз. Это бинарная система исчисления. Нули и единицы. От этих комбинаций получается рисунок. Следующая ступень в развитии - жаккардовые станки со сложным переплетением. После стали придумывать и компьютеры.
- Так в 2011 году я начала заниматься ткачеством. Меня сразу это занятие подхватило на какой-то волне. Первыми моими работами стали дорожки и половики. Училась по инструкции, которая прилагалась к станку. Было сложно: вся инструкция была на английском, курсов никаких не было, а интернет еще не был заполнен какими-то мастер-классами, - рассказывает Ирина Караичева.
В то время, помимо таланта, будущему мастеру ткачества способствовала и удача. Начали активно развиваться торговые центры - «Арена», «Галерея Чижова», «Град». В один из них Ирина принесла свои работы. Сотрудники удивились. Одна девушка сказала: «Ого, я такое только в Индии видела».
Так ткачиха начала выставляться в ТЦ. Проходимость там была большая, поэтому работы раскупали сразу.
Новое – хорошо забытое старое
Ткачество – это очень сложный, физический и монотонный труд. Одно и тоже действие повторяется по многу раз. По словам Ирины, у нее есть склонность к такому виду ремесла.
Ткачество - желание получить ткань. Настоящую ткань. А уж из нее можно что-то сшить. Ирина считает, что ткачество упорядочивает пространство вокруг себя: создается ткань, а это строго геометрическая конструкция. Нельзя совершить ошибку. Чуть какой-нибудь перекос нитей - и все, полотно выйдет кривым. И этот дефект будет видно. Поэтому в ткачи идут люди с техническим или математическим складом ума. В этой работе нужно много расчетов и хороший глазомер.
Да, сегодня это редкое ремесло. По словам Ирины, люди не ткут так активно последние лет 100-150. А ведь раньше ткали столетиями, иначе им нечего было бы надеть. При этом считается, если посадить современную женщину за станок, то она начнет ткать на интуитивном уровне.
Интересный факт: самыми лучшими пряхами были мальчики. У них были очень чувствительные пальчики, и ими они могли соткать самую тонкую нить.
Раньше техника плетения было более четко привязана к территориям. У каждого региона и народа она была своя. Например, рязанская понева – это двухслойное орнаментальное ткачество. А воронежская -полотняное переплетение полоски или клетки. Повторить наш костюм Ирина не пыталась: не было запросов, да и для такой работы нужно два мастера (чтобы один сидел за станком, а другой вышивал).
Ткань, время и силы очень дорого стоят
А что же сейчас? А сейчас техника ткачества зависит от людей:какую человек освоил, такой и пользуется.
- Вообще, когда я начала заниматься ткачеством, общество очень странно воспринимало эту деятельность. Все считали, что это не из современной жизни. Люди думали, что ткачество - это про какие-то древности. Мне хотелось показать, чтоэто ремесло может жить в современном мире и что его нужно развивать, - рассказала Ирина Караичева.
Поэтому Ирина завела страницу в социальных сетях, чтобы люди могли развиваться вместе с ней.
- Я знаю очень много современных ткачей, которые, глядя на мои страницы в соцсетях, заражались ткачеством. Они беседовали со мной, приходили, звонили, - рассказала ткачиха.
По мнению Ирины, у этой деятельности большое будущее, потому что в нее приходят талантливые люди. Люди, с горящими глазами и желанием творить. Некоторые даже делают станки. Например, на Западе, на который сегодня любят многие ровняться, очень много ткут. В Японии есть свое направление «саори»- интуитивное ткачество. Ткешь, ткешь, захотела, бросила ниточку в одну сторону, другую – в другую. И ничего, если она даже легла криво. Это так и надо. В этом вся прелесть.
Можно сделать вывод: за рубежом не чураются ткачества. Люди понимают, что ткань, время, силы дорого стоят. Они восхищаются работами, да еще и выставки проводят.
Отвлечься от шарфа поможет….дерево
Половички и дорожки были первой работой Ирины. Но на них она не остановилась. Следом в мастерской появились еще и шарфы. По словам Ирины, шарф считается хлебом ткача.
- Например, муж мой носит шарф из тибетского яка, а дочка – из шерсти, - поделилась Ирина.
По словам Караичевой, ткать шарфы она не может долго. Иногда она устраивает себе «информационный вакуум»: переключается на другое дело, например, начинает заниматься резьбой по дереву. Это все помогает расслабиться и создать что-то новое.
Так появились у Ирины пальто, юбки, а следом за ними - сумки, медведи, столовое белье. Иногда Ирине кажется, что она мыслит как технолог ткацкого цеха: пока делает одну вещь, уже думает, как сделать другую.
Самой большой гордостью мастера стали льняные шторы – тонкие и ажурные. Такая работа требует много времени и сил. Ирина ткала их на заказ. Сейчас они украшают чей-то московский дом.
Рукавички для фронта
С 2012 по2016 год Ирина Караичева работала в Сафари-парке «Кудыкина гора» в «Городе мастеров».
Ирина вспоминает, что вместе с семьей она приезжала туда каждые выходные и представляла людям свое ткацкое мастерство. Людей в этом туристическом месте всегда было много. Караичева проводила мастер-классы для детей, но часто ими увлекались и взрослые.
После «Кудыкиной горы» были выставки, на одной из которых к Ирине подошла бабушка и начала рассказывать свою историю:
«У меня мама тоже ткала. Во время войны мы подстригали овцу, чтобы сделать рукавички и носки и отправить на фронт. Из оставшегося материала сделали одеяло. Так я и просидела в нем всю войну».
Бабушка расплакалась. Увидев половички, она вспомнила себя и маму. Кто бы мог подумать, что ткачество может, так сильно повлиять на внутренне состояние людей. Оно смогло затронуть самую важную часть человека: память.
«Наткать» поток энергии
- Ирина, что дает вам силы заниматься ткачеством?
- У меня очень большое желание заниматься этим древним ремеслом. Ткачество помогает мне абстрагироваться от внешнего мира, а сам процесс мне дает силы и поток энергии.
- Собираетесь ли вы передать кому-нибудь свое мастерство?
- Ох, учить я никого не учу и не хочу пока что. Хотя запросов последнее время становится все больше и больше. Думаю, что в ближайшем будущем я все-таки соберусь и возьму учеников.
На этом наш разговор завершился. Осталось только узнать, что было в пакетике, с которым Ирина Караичева пришла на встречу.
Что же в нем? Мы вам расскажем.
Пока прошлое и история помогают трепетно относиться к своим традициям, а память при этом не дает забыть настоящее, у ткачества есть будущее.
Виктория Кучина
22.10.2021