Ирина Караичева: история ткачества длиною в нить

Ирина Караичева: история ткачества длиною в нить

 

Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел. Раньше ссамого детства в игре девочки постигали секреты этого мастерства. Они надевали на каждый палец ноги по одной нитяной петле, затем соединяли их концы вместе и привязывали к своему поясу. Но многие ли знают, что это мастерство востребовано и живет и сегодня? Между тем, это так. Мастер ручного ткачества Ирина Караичева рассказала нам о древнем ремесле - ткачестве и поделилась собственной историей любви к нему. 

 Утро 15 октября.

Мы обе оказались пунктуальны и пришли вовремя в парк «Арена», к колесу обозрения. С  улыбкой  шли навстречу друг другу. «Интересно, а что у Ирины за пакетик? - подумала про себя. - И какое красивое у нее пальто». Как оказалось потом, его она соткала себе сама в 2016 году. Пальто необыкновенное и сразу бросается в глаза: плавные переходы от рыжего цвета к серебристому. В магазине вряд ли сейчас такое найдешь. Сразу видно – его изготовил мастер.  

Сели на лавочку.  Начали беседу.

- Как часто вы занимаетесь ткачеством?

- Каждый день.  Это моя ежедневная работа.

- А сколько времени уходит на одну работу?

- Все  зависит от сложности ткани - от ее мелкости. Если ткань толстая, то уйдет два или три дня, тонкая  – две или три недели.

- Есть ли у вас помощники?

- Да, иногда помогают дети. Есть определенные этапы работы, где требуются  два человека. Например, заправка станка. Но не более. Мои сын и дочь знают, что это мамина работа. Не дай Бог, что-то испортить. У нас была такая ситуация: дочка, когда была маленькая, разрезала нитки в станке. Тогда я ткала пальто. Дефект на ткани был, конечно. После этого дети знают, что трогать без спроса ничего нельзя.

От химика-эколога до мастера ручного ткачества

По образованию Ирина Караичева- эколог промышленного производства. Закончила  ВГУИТ. Правда, оказалась там случайно.

Изначально девушка хотела  поступить в медицинский институт. Но, к сожалению, в 1994 году поступить туда было сложно, особенно если нет денег и связей.

-  Так и оказалась я в техноложке. Думала, что учила химию для медицинского института, а оказалось, для ВГУИТА - поделилась Ирина с улыбкой.

После института Ирина работала какое-то время на заводе химиком-экологом. Каждый день  составляла отчеты и поняла: нет, не ее это. По мнению Караичевой, лучше уж дома сидеть с детьми, чем заниматься нелюбимым делом. Какой-то период так и было: Ирина занималась домом и детьми. Но однажды в книге ей попалась статья про ткачество. Книжка была историческая, документальная. В ней рассказывалось про славян: чем они занимались, что ткали на ткацких  станках

- И тут я поняла, что хочу ткацкий станок. В 2010 году найти его было трудно, как будто на Луну слетать, - рассказала Ирина.

Но все-таки девушка его нашла - в Москве на ВДНХ. Стоил он очень дорого - более 35 000 рублей. Откуда такие деньги? - спросите вы. Их пришлось брать из суммы, отложенной на покупку квартиры. Не все в семье поняли Ирину и не все поддержали. Никто не думал, что ткачество станет ее работой.

Интересный факт: ткацкий станок  -  прадедушка компьютера. В нем используется обычное полотняное переплетение: четные ниточки вверх, нечетные вниз. Это бинарная система исчисления. Нули и единицы. От этих комбинаций получается рисунок. Следующая ступень в развитии - жаккардовые станки со сложным переплетением. После стали придумывать и компьютеры.

- Так в 2011 году я начала заниматься ткачеством. Меня сразу это занятие подхватило на какой-то волне. Первыми моими работами стали дорожки и половики. Училась по инструкции, которая прилагалась к станку. Было сложно: вся инструкция была на английском, курсов никаких не было, а интернет еще не был заполнен какими-то мастер-классами, - рассказывает Ирина Караичева.

В то время, помимо таланта, будущему мастеру ткачества  способствовала и удача. Начали активно развиваться торговые центры - «Арена», «Галерея Чижова», «Град». В один из них Ирина принесла свои работы. Сотрудники удивились.  Одна девушка сказала: «Ого, я такое только в Индии видела».

Так ткачиха начала выставляться в ТЦ. Проходимость там была большая, поэтому работы раскупали сразу.

Новое – хорошо забытое старое

Ткачество – это очень сложный, физический и монотонный труд. Одно и тоже действие повторяется по  многу раз.  По словам Ирины, у нее есть склонность к  такому виду ремесла.

Ткачество - желание получить  ткань. Настоящую ткань.  А уж из нее можно что-то сшить. Ирина считает,  что ткачество упорядочивает пространство вокруг себя: создается ткань, а это строго геометрическая конструкция. Нельзя совершить ошибку. Чуть какой-нибудь перекос нитей  - и все,  полотно выйдет кривым. И этот дефект будет видно. Поэтому в ткачи идут люди  с техническим или математическим складом ума.  В этой работе нужно много расчетов и хороший глазомер.

Да, сегодня это редкое ремесло. По словам Ирины, люди не ткут так активно последние лет 100-150.  А ведь раньше ткали столетиями, иначе им нечего было бы надеть. При этом считается, если посадить современную женщину за станок, то она начнет ткать на интуитивном уровне.

Интересный факт:  самыми лучшими пряхами были  мальчики. У них  были очень  чувствительные пальчики, и ими они  могли соткать самую тонкую нить.

Раньше техника плетения  было более четко привязана  к территориям. У каждого региона и народа она была своя. Например, рязанская  понева –  это двухслойное  орнаментальное ткачество. А воронежская  -полотняное переплетение полоски или клетки. Повторить наш костюм Ирина не пыталась: не было запросов, да и для такой работы нужно два мастера (чтобы один сидел за станком, а другой вышивал).

Ткань, время и силы очень дорого стоят

А что же сейчас? А сейчас техника ткачества зависит от людей:какую человек освоил, такой и пользуется.

- Вообще, когда я начала заниматься ткачеством, общество очень странно воспринимало эту деятельность. Все считали, что это не из современной жизни. Люди думали, что ткачество -  это про какие-то древности. Мне  хотелось показать, чтоэто ремесло может жить в современном мире и что его нужно развивать, - рассказала Ирина Караичева.

Поэтому Ирина завела страницу в социальных сетях, чтобы люди могли развиваться вместе с ней.

-  Я знаю очень много современных ткачей, которые, глядя на мои страницы в соцсетях, заражались ткачеством. Они беседовали со мной, приходили, звонили, - рассказала ткачиха.

По мнению Ирины, у этой деятельности большое будущее, потому что в нее приходят талантливые люди. Люди, с горящими глазами и желанием  творить. Некоторые даже делают станки.  Например, на Западе, на который сегодня любят многие ровняться, очень много ткут. В Японии есть свое направление «саори»- интуитивное  ткачество. Ткешь, ткешь, захотела, бросила ниточку в одну сторону, другую – в другую. И ничего, если она даже легла криво. Это так и надо. В этом вся прелесть.

Можно сделать вывод: за рубежом не чураются ткачества. Люди понимают, что ткань, время, силы дорого стоят. Они восхищаются работами, да еще и выставки проводят.

 Отвлечься от шарфа поможет….дерево

Половички и дорожки были первой работой Ирины. Но на них она не остановилась. Следом в мастерской появились еще и шарфы. По словам Ирины, шарф считается хлебом ткача.

- Например, муж мой носит шарф из тибетского яка, а дочка – из шерсти, - поделилась Ирина.

По словам Караичевой, ткать шарфы она не может долго. Иногда она устраивает себе «информационный вакуум»: переключается на другое дело, например, начинает заниматься резьбой по  дереву. Это все помогает расслабиться и создать что-то новое.

Так появились у Ирины пальто, юбки, а следом за ними - сумки, медведи, столовое белье. Иногда Ирине кажется, что она мыслит как технолог  ткацкого цеха: пока делает одну вещь, уже думает, как сделать другую.

Самой большой гордостью мастера стали льняные шторы – тонкие и ажурные. Такая работа требует много времени и сил. Ирина ткала их на заказ. Сейчас они украшают чей-то московский дом.

 Рукавички для фронта

С  2012 по2016 год Ирина Караичева работала в Сафари-парке «Кудыкина гора» в «Городе мастеров».

Ирина вспоминает, что вместе с семьей она приезжала туда каждые выходные и представляла людям свое ткацкое мастерство. Людей в этом туристическом месте всегда было много. Караичева проводила мастер-классы для детей, но часто ими увлекались и взрослые.

После «Кудыкиной горы» были выставки, на одной из которых к Ирине подошла бабушка и начала рассказывать свою историю:

«У меня мама тоже ткала. Во время войны мы подстригали овцу, чтобы сделать рукавички и носки и отправить на фронт.  Из оставшегося материала сделали одеяло. Так я и просидела  в нем  всю войну».

Бабушка расплакалась. Увидев половички, она вспомнила себя и маму. Кто бы мог подумать, что ткачество может, так сильно повлиять на внутренне состояние людей. Оно смогло затронуть самую важную часть человека: память.

 «Наткать» поток энергии

- Ирина, что дает вам силы заниматься ткачеством?

-  У меня очень большое желание заниматься этим древним ремеслом. Ткачество помогает мне абстрагироваться от внешнего мира, а сам процесс мне дает силы и поток энергии.

- Собираетесь ли вы передать кому-нибудь свое мастерство?

- Ох, учить я никого не учу и не хочу пока что. Хотя запросов последнее время становится все больше и больше. Думаю, что в ближайшем будущем я все-таки соберусь и возьму учеников.

На этом наш разговор завершился.  Осталось только узнать, что было в пакетике, с которым Ирина Караичева пришла на встречу.

Что же в нем? Мы вам расскажем.

Пока прошлое и история помогают трепетно относиться к своим традициям, а память при этом не дает забыть настоящее, у ткачества есть будущее.

Виктория Кучина

22.10.2021