Под венец и с песней

Под венец и с песней

Студенты специализации «Этнохудожественное творчество» Алтайского колледжа культуры и искусств  подготовили и представили праздничную программу «Осенины», рассказали о том, как отдыхали и праздновали старожилы и переселенцы на Алтай.

Что такое осень? Это мы все тусуемся по кинотеатрам и сидим в кафешках.  А  родители,  бабушки с дедушками завершают огродные дела, делают заготовки на зиму. У наших предков тоже было время на отдых. Урожай собран, дела в поле и в огороде завершены. Значит, можно и потусоваться. Точнее, это называлось по-другому: капустники, засидки, братчины, ссыпчины и вечёрки.

И какая осень без  смотрин и  свадеб?  Участники  народного фольклорного ансамбля «Стрела»  показали обряд окручивания невесты, женили Кузьму, пели застольные лирические, шуточные песни, провели вечёрку со зрителями, познакомили с играми и плясками.

Окручивание молодой

Окручивание молодой  - свадебный обряд, во время которого невеста меняла прическу (ей расплетали косу и заплетали две косы вместо одной)  и головной убор с девичьих на женские. Обряд проводился в один из кульминационных моментов свадебного ритуала: сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи.

Одну косу плела невестина свашка, приговаривая: «Носи девиц», другую — свашка жениха со словами: «Носи молодцов». Каждая свашка старалась первой заплести косу, чтобы молодуха родила первенца того пола, который она заклинала. Заплетенные косы укладывали вокруг головы и покрывали кокошником, сборником или повойником со словами: «Стала коса двухвосткой, под повойник ушла, запряталась».

И все это под пение:

Чего мы хотели,

То мы и сделали:

Из дежки — лепешки,

Из муки — пеленешки,

Из девки — молодицу.

В некоторых староообрядческих селах Алтая новобрачная во время обряда окручивания сидела на квашне, «чтобы молодуха пышной была и детей рожала». А в северных деревнях Европейской России косы молодухе плели две свахи. Невестина сваха приговаривала: «Носи девиц», женихова: «Носи молодцов».

Переход к женской прическе, надевание головного убора считались очень важным обрядовым моментом русской свадьбы. Русские крестьяне говорили: «Подруги косу плетут на часок, а свахи на век».

 

Опыт бабушек

Елена Эйхольц, преподаватель колледжа культуры и ведущий этнограф Алтая, кажется, знает все о том, как отдыхали и работали  наши предки, какие песни пели, как танцевали и какую носили одежду:

« Мы знакомим с песенной, танцевальной, игровой, инструментальной культурой, - рассказывает она. -  Радуюсь, когда на наших выступления приходят  целыми семьями.  Передача традиций следующим поколениям очень важна и значима».

Интересуюсь у  Елены Николаевны,  почему у нас приживаются чужие традиции? Новый год встречаем по восточному календарю и считаем его символом свинью. А ведь  в летоисчислении славян 2019-й посвящен более благородному парящему орлу.

 «Это не православная традиция – языческая, - отвечает она. -  По большому счету и «парящий орел», и «свинья» – мифы. Конечно, русская культура без славянской не живет, но после Крещения на Руси поменялся календарь, сдвинулись парадигмы. Достоверно лишь то, что русичи поклонялись силам природы. От них нам достались круговые, как ходит по небу солнце,  хороводы и игры, сарафаны, широкие и длинные, до земли, чтобы всю ее энергетику и плодородие вобрать и передать женщине. Чужеродные же обычаи прижились на нашей земле в последние сто лет, потому что они более яркие, сиюминутные, соблюдать их легче», - считает Елена Эйнхольц.

Когда умолкнут все песни…

 «Но основа празднично-обрядовой культуры – вековой опыт предков, - говорит она. -  Русские  всегда жили соборно, им важно было оставить после себя след. Семья, а не карьера. Дети, а не амбиции. Зажиточность, но не накопительство, не прибыль любым способом. Помогай ближнему, живи в коллективе – таковы заветы прадедов. Сегодня сохранение традиций русской культуры – государственный приоритет. Бывает, отправляясь в очередную экспедицию, мы боимся, что не найдем больше ее носителей,  бабушек и дедушек, владеющих информацией, ничего не сможем записать. Но все так же удается делать открытия благодаря их детям и внукам…»

Послушав старые песни и посмотрев старинные обряды, я долго думала о том, почему такое большое значение наши предки придавали играм и ритуалам. Ну казалось бы, какая разница, как Кузьма женится? Лишь бы жена ему верной, умелой и  работящей попалась.

Но оказывается, ритуал, слово и песня – это оберег и магия. Наши предки как бы программировали свою жизнь на добро, на позитив, чтобы семьи были крепкими,  в в домах – достаток и счастье. Чтобы это счастье оставалось  в доме всегда, когда умолкнут все свадебные песни.

Наталья Андронова

22.10.2021