Проблемы языков России
22 марта на факультете журналистики ВГУ на занятии Школы межэтнической журналистики состоялась видеоконференция на тему «Проблемы родных языков, включая русский, в разных субъектах РФ». В беседе приняли участие студенты воронежской и московской Школ межэтнической журналистики, а также президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге. Спикером выступила Ольга Артеменко, руководитель Центра национальных проблем образования ФИРО.
Одна из тем, поднятых Ольгой Артеменко, — это статус русского языка в некоторых субъектах Российской Федерации. В Конституции РФ прописано: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык». Однако регионы могут установить свои государственные языки республики и использовать их наряду с русским. Иногда при этом статус русского языка понижается. Ольга Артеменко в качестве примера рассказала о ситуации в Татарстане. Там в Конституции республики есть спорная запись: «На территории республики Татарстан функционируют функционально равноправные русский и татарский как государственные языки». Эта фраза явно противоречит конституции РФ, ведь статус русского языка тем самым был понижен.
Также актуальной стала проблема преподавания родных языков в субъектах. Ольга Артеменко рассказала, что стало больше языков изучения (на 2016 год — 96 языков). А вот языков, на которых идет обучение, осталось всего 12. И тому есть несколько причин. Во-первых, закрывают маленькие школы в поселениях, создаются большие районные школы. Нередко в них отказываются от обучения на родном языке из-за того, что учениками могут быть люди разных национальностей, обладающие разными диалектами.
Во-вторых, чтобы проводить обучение в школах на родных языках, необходимы хорошие учебники на этих языках. Но не все народы хотят и могут выпускать их, и, как правило, обучение проводится по старым советским книгам.
Надо отметить, что и государство иногда делает существенные промахи в своей деятельности. Например, правительство РФ выделило субсидии в размере 126,5 млн рублей на подготовку преподавателей и изучение русского языка как государственного. При этом деньги были направлены в Воронеж, Иркутск, Ростов, Тамбов и Краснодар. Ольга Артеменко согласилась с мнением, что эти средства больше принесли бы пользы в местах, где есть сложности с русским языком, например, в Туве или Дагестане.
На видеоконференции была поднята лишь маленькая часть проблем, связанных с языками в РФ. Однако и они показывают, насколько сложная складывается ситуация и что нередко язык может стать причиной межнациональных конфликтов.
Юлия Ковалева, студентка воронежской Школы межэтнической журналистики