Этножурналистика: нельзя писать можно

Этножурналистика: нельзя писать можно

            Очередное занятие с руководителем Школы, профессором Р.Б.Дякиевой было посвящено освещению межэтнической темы в различных средствах массовой информации. Именно эту тему подсказал для обсуждения последний случай, произошедший в московском метро.

Мы понимаем, что у любого правонарушения  нет национальности, есть конкретные автор или авторы, в данном случае  – участники   драки. Но отдельными изданиями сюжет был проецирован на то, откуда и кто, доехали до региона, где живут участники драки и даже до их родителей. Понятно же, что ни один родитель не будет советовать своему ребенку так себя вести, а значит желать плохое.

            Нужны ли специальные знания и навыки журналисту? Именно так звучал вопрос, поставленный ребром  на лекции доцента кафедры цифровых медиакоммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Егора Королева.

            Лекция Егора Королева как раз ответила на многие вопросы, которые возникают при освещении межэтничеких тем. Он, в частности, отметил преимущества профессионального образования: оно помогает специализированно работать с материалом. Специальные навыки помогут понимать, как лучше выразиться, знать, какие вопросы можно задавать ньюсмейкеру, понимать традиции того или иного региона России, анализировать  информацию и работать с фактами.

            Также профессиональное образование дает возможность стать универсальным, то есть уметь писать тексты на любую тему. Универсальность журналиста имеет место быть, но узкая специализация необходима, чтобы иметь возможность создавать отличные материалы на какую-то определенную тему.

            К сожалению, идет уменьшение аудитории, поскольку специализированные издания становятся менее актуальными из-за создания пабликов в социальных сетях. И это стало возможностью введения темы межэтники в «массы». Но для того, что бы писать на эту тему, нужно разбираться в теме, иметь определённые навыки и знания. Прежде чем писать о традициях и обычаях надо элементарно изучить информацию о народе, получить сведения о тонкостях в религиозной, духовной и материальной культуре. Школа межэтнической журналистики, к примеру, нам позволяет узнать, что есть очень серьезные отличия у наших народов в еде, одежде, отправлении каких-то национальных ритуалов.

            Егор Королев выделяет поводы писать на межэтническую тему: это вечная,  эксклюзивная тема, помогающая разнообразить материал на полосах и лентах. Он также отметил, что есть возможность об одном событии написать несколько материалов, показав при этом, какие могут быть источники для инфоповода: дом национальностей, музеи.

            Здесь могу добавить: если бы речь шла о том, что написать о Калмыкии, то тут инфоповодов очень много. Например, о степных антилопах – сайгаках. Или о розовом озере, о лотосах, цветущих один раз, но как!

            Не секрет, что из-за сложности межэтнической темы возникает множество трудностей, в том числе порой приводящих к разжиганию межнациональных конфликтов, и при создании конструктивной повестки не стоит забывать о том, что у журналистов есть социальная роль. В этой сфере много эксклюзивных тем, и работа с ними должна быть такая, чтобы аудитории было интересно это читать.

            Лекция нашим слушателям понравилась. В целом, Школа межэтнической журналистики – проект, дающий возможность не только распространить информацию о малочисленных народах, но и множество интересного о многочисленных народах. Особенностью проведения занятий в рамках этой программы является то, что слушатели узнают также и как правильно освещать эти темы.

Алтана Кононова

19.10.2021