Маслобойка "ноу-хау", рубель и сорока

Маслобойка "ноу-хау", рубель и сорока

На филфаке ВГУ работает музей народной культуры и этнографии Воронежской области. В нем можно познакомиться с региональным костюмом, узнать о быте крестьянина русско-украинского пограничья и об устройстве избы. 11 октября в музее побывали ученики Школы межэтнической журналистики.

В нем собраны экспонаты начиная с XIX века и по сей день. Татьяна Пухова, доцент филфака ВГУ, начала свой рассказ об истории Воронежа с имен известных людей – Алексея Кольцова и Александра Афанасьева. В музее можно увидеть их редкие сборники - «Пословицы и поговорки Воронежского края» Кольцова и «Русские народные сказки» Афанасьева. Последние мы просматривать не стали, но, как сказала Татьяна Федоровна, сказки там настолько народные, что детям сейчас такое вряд ли понравится. Это она имела в виду сцены, где, например, людей на кол сажали. Но это нас не сильно удивило, мы же поколение современное, у нас сейчас такие спецэффекты в фильмах есть, что пытками нас не напугаешь.

Запомнилась мне другая книга. «Детская, но очень деловая», – так ее назвала Татьяна Федоровна. А вообще, называется она «Русская крепость». И картинки там такие интересные: как менялось устройство крепости со временем. А менялось оно довольно часто, ведь крепости то и дело сжигали.

Что действительно нас удивило, так это народные воронежские костюмы. Такие мы сейчас навряд ли увидим. Юбки у воронежских «дам» раньше были распашные. Сейчас мы бы назвали это запАхом. По словам Татьяны Федоровны, такой крой нужен для того, чтобы русская женщина могла и на лошадь вскочить, если потребуется. Запомнился костюм Каширского района Воронежской области: узоры в основном геометрические (ромбики, макоши - в виде лапы, треугольники, полосы). Бутурлиновские и павловские костюмы отличаются большим количеством блеска: камушки, стразы, в общем все, что может блестеть. Этот стиль наши прапрапрабабушки переняли у татар во времена нашествий. Молодые незамужние девушки одевались ярко, а белый был символом смерти (в том числе и на свадьбе). Головной убор у женщин – сорока, его носили на территории современного воронежско-белгородского пограничья. Сорока отдаленно напоминает форму копытца. Это связано с тотемизмом, ведь люди верили, что копыто, например, коровы – знак плодородия. Копыта - это, конечно, хорошо, но и за своими ногами люди тоже следили. На них надевали носки, обували башмаки и перевязывали все это веревками.

Полностью работу Полины Кобелевой можно прочесть на странице Гильдии межэтнической журналистики в Воронеже ВКонтакте.

19.10.2021