"Похороны мух" у "Золотых ворот"

"Похороны мух" у "Золотых ворот"

Осень - пора народных обрядов. У наших предков было много разных традиций, о которых мы иногда даже не догадываемся. Все знают о Масленице, когда мы дружно едим блины и сжигаем чучело. Также многим известна ночь на Ивана Купалу, когда девушки спускают венки на воду, а в лесу расцветает папоротник. Но знает ли кто про обряд «Похороны мух»? А вот в Семилуках знают. Именно поэтому мы отправились туда, чтобы посмотреть на такое интересное событие и узнать о нем подробнее.

  10 октября в Семилукском Доме Культуры детский ансамбль «Золотые ворота» снимал клип про обряд «Похороны мух». Это было самое странное, но интересное действие, которое мне доводилось видеть. Съемки проходили в музее русского быта «Изба». Все участники были одеты в народные костюмы. У девочек, как и полагается, была заплетена одна коса и спрятана под платком. Пока мы ждали начало съемок, узнали: оказывается, такой обряд проводили не только в Воронежской области. Люди хоронили мух, комаров и других насекомых, веря, что так провожают лето. Это чем-то похоже на Масленицу: как весной наши предки провожали зиму, так и, совершив это действие, прощались с летом.

 Я слышу последние репетиции в коридоре и звуки балалайки. Начались съемки…

 Сначала записывали обычные сцены повседневной жизни людей прошлых веков. Несколько дублей девочки резали капусту, причем не просто ножом и на доске, как мы привыкли это видеть, а в специальном корыте и сечкой. Потом изображали приход подруг, ребят, пели народные песни.

Наблюдая за съемками, я заметила, как дети вживаются в свои роли, у них даже голоса меняются и манера речи. Они используют особый говор, на котором говорили еще наши прабабушки и прадедушки. Но при этом они остаются детьми, смеются в перерывах и поют песни. Самое интересное, что песни не современные, а русские народные.

Финальной сценой, снятой в музее, стало отпевание комара. Дети все столпились вокруг мальчика, держащего несчастное насекомое, и пели «он лежит и не дышит, только крыльями колышет».

Выглядело это необычно, но только на первый взгляд. Все мы понимаем, что это скорее шуточное действие. И обряд этот считается проводами лета, поэтому для наших предков это было вполне обычное событие, которое они переживали каждый год.

Закончилась первая часть съемок. Я вместе с детьми отправилась в парк у рядом с ДК. Отсюда наблюдала, как дети шли похоронной процессией и несли огурец, который служил гробиком для насекомого. Сначала я думала, что все это лишь на камеру, и огурец они просто донесут до определенного места или даже закопают. Вы можете представить мое удивление, когда руководитель ансамбля Ирина Лагудочкина действительно начала выкладывать в огурец, где была вырезана середина, мух, комаров и даже пауков. А потом ребята под песню закопали их в землю. Для меня это было дико, но для детей ничего необычного не произошло. Ведь они знают об этих обрядах больше меня и некоторые уже проводили.

 

 Комарик научит важному

Чтобы узнать об обряде и, вообще, об ансамбле, мы поговорили с его руководителем и артистами.

- Ирина Николаевна, где вы берете информацию об этих странных на взгляд современного человека обрядах?

- Обряд «похороны мух» -  действительно один из самых забытых, потому что в селах о нем мало кто упоминает, и он был не везде, не во всей России. Хотелось его воссоздать, но это было очень сложно. Все из-за того, что сохранилось мало информации о том, как именно у нас в Воронежской области это было. Исследователи, жившие в ΧIΧ веке, описывают подобные обряды в Калужской и Тульской областях. В ΧIΧ веке липецким фольклористам удалось записать от сельских жителей, как причитали, как плакали во время такого обряда. А у нас в Семилукском районе только одно маленькое упоминание одной бабушки, что «ну было такое, мух хоронили, да приговаривали: не будут сидеть, не будут глядеть, не будут летать, не будут кусать». Поэтому пришлось воссоздавать обряд по описанию из разных областей. Поначалу было немножко боязно, потому что тема смерти и похорон была очень неоднозначно воспринята. Причем больше родителями, нежели детьми. И когда потом они посмотрели, что это всё происходит в игровой манере, то поняли, что действительно много каких-то вещей заложено в этом обряде, и детям их тоже нужно передавать. Они играют вот в эти похороны, но тем не менее учатся причитать, плакать, учатся траурному шествию. Это осознание того, что они делают какой-то действительно обряд, который потом пригодится во взрослой жизни. Ну и собственно это еще и олицетворение проводов лета. В конце лета все комарики, все насекомые засыпают, умирают и их надо бы похоронить. А вообще на Руси хоронили не только мух, комаров. Кого у нас только хоронили. У нас и кукушек хоронили и русалок хоронили. 

 - А песни, которые вы пели, - это те, которые к нам дошли от бабушек и дедушек, или уже придуманные, новые?

- Придуманных песен тут нет, все, конечно, записанные в сёлах. Какие-то опубликованы, какие-то есть в личных записях. Все песни,  где упоминаются комарики, нужны, потому что собственно никакими песнями обряд кроме плача и причитаний не сопровождался. Поэтому мы уже подбирали их по тематике.

- Вот вы поёте народные песни. А только воронежские или какие-то ещё?   

- Нет, не только. С детьми мы начинаем вообще с разных песен, выбираем по сложности. Ну и берем те, что интересны детям. Воронежские песни очень сложные. Но постепенно приходим к своему воронежскому репертуару и, мало того, к песням Семилукского района. 

- У вас красивые и у всех разные костюмы.  Где вы их берёте?

- На мне настоящий этнографический костюм, где-то начала XX века. Время изготовления можно определить по тому, что используется уже шитьё на машинке и уже покупные ситцы. Но понёва эта - старая домотканая шерстяная, вышитая в традиции воронежско-белгородского пограничья. Такие костюмы у нас есть не во всех селах, их можно встретить только в Репьевском районе, в Каменском районе и в некоторых селах бывшей Воронежской губернии - в Красногвардейском и Алексеевском районах Белгородской области. Сейчас такие поневы даже чаще называют белгородскими, потому что эти села отошли к нынешней Белгородской области. Девочкам шила костюмы я, у них праздничный девичий наряд села Нижняя Ведуга, Землянский уезд Воронежской губернии. И в XIX веке зарисовал этот костюм наш воронежский художник, который ездил в этнографические экспедиции. У него есть целый этнографический альбом с рисунками воронежских нарядов. Там мы увидели вот этот костюм и воссоздали его уже по образцу.

- А ещё какие обряды и ритуалы вы проводили с детьми? 

 - Обязательно Святочные - коляда, щедрование, посевание. Также проводим масленичные обряды, гулянья, обязательно заклички весны. У нас Троица любимый праздник Воронежской губернии. Но стараемся по возможности и на какие-то другие праздники собираться. Что-то я им просто сама рассказываю, а какие-то обрядовые действия мы и проводим. 

- А как вы думаете почему вообще дети заинтересовались народными песнями? 

- Я так долго думала, почему же они действительно заинтересовались. Ну, вот эти дети ко мне ходят уже несколько лет и после этой пандемийной изоляции вернулись. И мне кажется, что они больше всего соскучились именно вот по такому празднику, к которому мы всегда готовимся долго, потом собираемся, все вместе создаем эту атмосферу. И вот именно эта атмосфера семейная, тёплая их притягивает. 

- А чему, по вашему мнению, дети здесь смогут научиться?

- Мне бы хотелось, чтобы они, когда вырастут и у них будут свои семьи, с приходом осени  сказали своим детям: «Пойдём-ка комарика похороним. Вот, смотри, лежит на окошке». И расскажут, что вот когда-то на Руси принято было комаров хоронить. Они проведут время, поиграют. Чтобы это объединяло семьи.  Надеюсь, что на новогодние праздники обязательно выучат со своими детишками колядку и пойдут по соседям, родственникам. Вот это моя главная цель, чтобы потом они этим в жизни занимались. Мы учим тому, что должно быть в семьях. Чтобы потом это пришло в их жизнь. 

     И действительно, после съемок бабушки и родители участников ансамбля организовали детям чаепитие. Нас тоже пригласили. Мы и вправду почувствовали семейную уютную атмосферу. Дети пьют чай с пряниками, пирогами и постоянно общаются. Им неважно, какого возраста их друг. Они смеются вместе, несмотря на то, что одному 10 лет, а другому 16. Я спросила, почему же они ходят в этот коллектив. Первое, что они говорили, не задумываясь:  «Друзья».     

Вот так мы съездили в Семилуки, узнали много нового не только про этот чудный обряд «похороны мух». А также мы узнали простую истину, что даже сейчас в современном мире дети интересуются не только интернетом и играми, но и русским народным творчеством.

Анна Сахнова

18.10.2021