Зачем на Руси младенцев сажали в печь?
Помните, в русских народных сказках Баба Яга сажала детей в печку? А ведь мало кто знает, что это отголосок старинного ритуала народов Восточной Европы. Перед тем как отправить ребенка в печь, его укутывали ржаным тестом, оставляя отверстия только для носа и рта. Обряд этот назывался «перепекание».
Вы, вероятно, уже задались вопросом, что за дикий ритуал такой, а главное, для чего? Проводили его, если ребенок рождался больным или раньше срока. Конечно же, печь была не горячая.
Считалось, раз ребенок родился слабый, значит, ему не хватило внутриутробной материнской силы. А печь символизирует женское чрево, в которой ребенок должен был «дойти».
В некоторых регионах, например, во Владимирской губернии «перепекали» всех новорожденных.
Были и обязательные условия для совершения ритуала. Воду для теста использовали особенную – принесенную на рассвете из трех колодцев. Ребенка высаживали в печь на хлебной лопате. Действие повторялось трижды, сопровождая заговорами и речами. Поэтому проводилось в компании женщин. Это могли быть свекровь, знахарка или повитуха, самая старая женщина в деревне или же мама малыша.
Основной целью было «запечь болезнь», избавив ребенка от недуга. «Собачья старость, припекись в печи!». «Как хлеб печется, так и собачья старость пекись!». «Собачьей старостью» называли рахит.
В некоторых народах ритуал имел другой характер. Например, на Украине младенца не укутывали тестом, а высаживали в испеченный хлеб, приготовленный с сохранением традиционного рецепта. Здесь целью ритуала было не только запечь, но и обмануть болезнь. Трижды мама передавала младенца из печи на лопате из окна знахарке. На третий раз, получая младенца, знахарка уносила его к себе домой, возвращая только наутро.
Существует мнение, что печь символизирует не только женское чрево, но и символ загробной жизни, а отправление в печь - временную смерть. Именно поэтому, на ребенке разрывали рубаху и сжигали, как на покойнике. Выход из печи означал перерождение, в надежде на оздоровление и укрепление духа.
Прогревание в печи было распространено не только на Руси, но и у поляков, словаков, румын, венгров, литовцев, немцев. Упоминания о ритуале датированы 1025 годом. Его критиковал Бурхард Вормский, епископ Имперского города Вормса в Священной Римской империи.
Вернемся к образу Бабы-Яги: возможно, он возник в народном фольклоре через детские фантазии. Ребята наблюдали в избах ритуалы, где старая женщина отправляет младенца на хлебной лопате в печь. Согласитесь, не самый обыденный элемент быта, оставляющий глубокое впечатление в памяти детей в семье.
А дальше один ребенок придумал сказку, рассказал младшим детям, вот и стала добропорядочная знахарка злой Бабой-Ягой.
Стелла Халикова-Брундукова
8.10.2021