Закройте глаза, услышьте звучание Воронежа

Закройте глаза, услышьте звучание Воронежа

Традиции народной песни Воронежской области известны далеко за её пределами. Они очень разнообразны, поэтому их сравнивают с лоскутным одеялом, состоящим из непохожих друг на друга кусочков. Подобно ему, стили песни разных уголков Воронежской земли отличаются один от другого. Познакомиться с богатой музыкальной традицией региона можно было в лекционном зале Никитинской библиотеки 3 октября. В этот день здесь стартовал цикл «Беседы о народной песне Воронежской губернии».

   На первой встрече говорили о музыкальных диалектах края. Провела её профессор Воронежского института искусств, заведующая кафедрой этномузыкологии Галина Сысоева. Помогали ей студенты вуза - фольклорный ансамбль «Воля». Галина Яковлевна рассказывала об особенностях традиционной песни той или иной местности, а нарядные студентки иллюстрировали этот рассказ аутентичным хоровым пением.                                                                                                                      Ещё в начале XX века воронежские народные песни прославились на всю Россию. Это случилось благодаря собирателям фольклора - Евгении Линёвой и Митрофану Пятницкому. Последнему, кстати, в Воронеже поставлен памятник на проспекте Революции.                                                        

     Откуда же в Воронежской области такое разнообразие песенной традиции? Дело в том, что фольклор не сценическое искусство, он живёт как язык, а тот в свою очередь существует по законам диалекта. В каждой местности свои особенности произношения, ударения, интонаций- всё это и порождает многообразие песенной традиции.  Давайте вместе пройдёмся по разным уголкам Воронежской и Белгородской областей, чтобы узнать, как там пели и поют сейчас.

Воронежско-белгородское пограничье
 
На стыке двух областей родилось очень яркое народное творчество. Эксперты отмечают и уровень сохранности многовековых традиций. О песнях в этих местах не просто помнят, их поют!               

  До 1954 года значительные территории нынешней Белгородской области принадлежали Воронежской. После нового административного районирования многие, как их ласково назвала Галина Сысоева, вкусные традиции сёл перешли к соседям.
         Традиция воронежско-белгородского пограничья формировалась в XVII веке, после того как на границе нынешних Воронежской и Белгородской областей были построены города-крепости (Ольшан, Верхососенск и т.д.). Именно туда были присланы служилые люди, а позже к ним подтянулись и их близкие. Когда Белгородская оборонительная черта потеряла своё стратегическое значение, служилые люди превратились в однодворцев и земледельцев.

Село Хмелевое Красненского района Белгородской области      

  Включите эту запись и послушайте, как поют в Хмелевом. Заметили красоту распева текста? Скорее всего, Вам будет сложно понять, о чём поют девушки на сцене, но такова задумка. У народных исполнителей Хмелевого не было цели рассказывать, они акцентировали внимание на мелодике. Именно она придавала песне эмоции. Слова же здесь отошли на второй план.       Ещё одна черта стиля воронежско-белгородского пограничья- многоголосье. Несмотря на то, что основа песен двухголосная, исполнение намного более креативное. Каждый артист словно слышит в себе второй голос, но поёт к нему импровизационно. Такая техника создаёт кластерное многоголосье - смешение самых разных звуков:

     Главным жанром песенной традиции воронежско-белгородского пограничья стала протяжная песня и карагодая, другими словами, хороводная, в традиционном произношении. Поскольку хоровод предполагает народное гулянье, жанр дарит ещё и пляску. В селе Хмелевом она тоже особенная: пляска с пересеком, где каждый исполняющий выбивает разный ритм. 

     Галина Яковлевна рассказала, как в старину проходили такие пляски. Крестьяне снимали ворота, стелили их на землю и плясали прямо на них. Всё для того, чтобы на праздниках ритм был громче и слышен каждому.                     

   Сегодня многие непосвящённые, бывая на концертах, удивляются тому, как громко девушки топают. На это у профессора тоже есть интересная история: такая громкая пляска, как считалось раньше, пробуждала землю. Чаще всего хороводы плясали именно весной, когда урожай уже посеян. В ожидании всхода саженцев женщины танцевали, как бы отрывая землю от сна.



Село Россошь Репьёвского района Воронежской области   

         Галина Сысоева сравнивает фольклор с многослойным пирогом, обращая внимание на его уровни. Есть очень архаичные слои, есть более приближенные к современности, они уже впитали гармоническое мышление, которое проникло к нам в конце XVIII века. И этот новый стиль тоже любим и красив. Получается, что музыкальный язык обновляется, а формы используются те же. Традиция села Россошь отражает эти изменения. Его можно назвать уже периферией стиля воронежско-белгородского пограничья, поэтому многое там отличается от традиций Хмелевого. Россошь соединяет в себе редчайшие, старинные и более приближенные к нам песни.



  Одна из самых характерных для этого села песен - «Цветочек мой лазоревый». Интересно, что во время православного праздника Троица под неё шли танком. Танок- некое шествие, когда девушки, взявшись за руки, перекрывали улицу вширь. Образовывалось сакральное, священное пространство, в которое они завлекали всех мимо проходящих и направлялись к месту гуляния. Это шествие становилось переходом от весны к лету, потому что Троица - последний весенний праздник.

  Включите запись ниже. Вам тоже не понятен рефрен «ели-лё»? У этого возгласа есть своя интересная история. «Ели-лё» - это обращение к некому божеству, давно забытому, оставшемуся в прошлом воронежских земель повелителю природы. Гонение на язычество заставляло народных исполнителей делать обращения к божествам изменёнными и замаскированными.




Село Татарино Каменского района Воронежской области          
         Оно полностью окружено украинскими сёлами. Возможно, именно поэтому там сохранились редчайшие сюжеты. Например, песни о русско-турецких войнах или о государственном деятеле XIX века Алексее Аракчееве, которого народ невзлюбил за попытки изменить привычный уклад жизни.

        Мы привыкли, что песня устроена просто: в ней есть мотив, он повторяется, далее припев, который мы тоже слышим не раз. В селе Татарино же пели и поют по-другому: здесь вообще нет повторений, есть только непрерывное мелодическое развитие. Ко всему этому добавляются ещё и ладовые краски. Это говорит о высочайшем художественном уровне музыки села. Одна из таких песен - «Не бела заря занималася». Всё, что Вы услышите на этой записи- распев лишь одной строчки. Только представьте, как долго приходилось ждать развязки истории. Но в этом и особенность: не было необходимости быстрого повествования, ведь все в народе знали эти сюжеты, а песни пели и слушали из наслаждения звуками.



Хохольский и Нижнедевицкий районы Воронежской области
      

 От традиции воронежско-белгородского пограничья хохольско-нижнедевицкая отличается и музыкой, и костюмом: панёвы в крупную клетку, рубахи имеют другой крой, с так называемыми косыми поликами, и головной убор стал другим. В хохольско- нижнедевицкой традиции уже нет таких протяжных песен, здесь они проще. А ещё заметно больше карагодных песен (они же хороводные).


Село Кочетовка Хохольского района Воронежской области
   С
реди окружающих его поселений только оно смогло сохранить особенный тип многоголосья и необычную гармонию. Для примера студентки ВГИИ спели песню «Три древа». Она наполнена символами. В начале описывается сад, в народном представлении - символ жизни. Далее поют о трёх деревьях, растущих в этом саду, - белая берёза, яблоня и груша. Это три возраста человека: берёза - символ юности, яблоня - зрелости, а груша - старости и мудрости. На первом дереве соловушка свищет - символ любви, того, что скрашивает юношеские годы. На яблоне кукует кукушка. У этой птицы в фольклоре много значений, но здесь это символ судьбы. У третьего же дерева горюет девушка, ведь груша не только символ старости, но и грусти, печали о не сложившемся.



 Село Верхний Мамон Воронежской области                                                     

  Здесь творчество похоже на традиции воронежско-белгородского пограничья. Однако на эти места повлиял Дон. Эта река - огромная артерия, которая принесла с собой веяние казачества. Получились песни с казачьими сюжетами и с родными, степными распевами. Яркий пример - песня «Батюшка наш Дон»:



Бутурлиновский и Бобровский районы Воронежской области                       В этих местах жили мастеровые люди. Их костюм- панёва в красную мелкую клетку, со старых чёрных рубах они вырезали вышивку, нашивали на новую ткань и в белые просветы добавляли блёстки. Казалось бы, зачем так делать, но присутствие вышивки на одежде очень важно. Она считалась оберегом. Ещё одним интересным элементом костюма стал монист висячий и монист круговой - бисерное украшение на груди.         Песни, конечно, тоже отличались. Мастеровые люди сделали звучание более рубленным и отрывистым.

                                                                                                      

Истоки многих традиций стоит искать в истории того или иного села или района. Вспомним, что в начале XVIII века территория нынешней Воронежской области была слабо заселена. Ногайская сторона Дона пустовала. Это было опасно, ведь с юга по ней могли приходить половцы, ногайцы и другие кочевые народы. У царя появилась идея раздаривать эти земли отличившимся графам, чтобы заселить территории. В центре Воронежской области выросли дворцовые сёла с крестьянами из более северных губерний. С собой народ переносил и песни, костюмы, обычаи. В нынешний Бобровский район прибыли переселенцы из Ярославской губернии. Галина Сысоева рассказывает, что из-за этого и сейчас места остаются особенными:
- Ушам не поверила, у них свой диалект, говорят на взрывной «Г»», хотя мы даже в Воронеже гэкаем. Люди очень ценят свои звуки, они говорят не у «купца», а у «купса». Нет звука «Ч»: не «печка», а «пещка».                               У приезжих крестьян не было календарных и свадебных песен. А зачем? Ведь календарным обычаям не было места в крепостном крестьянстве. Это касалось и свадеб: как указал помещик, так и женились, традиций попросту не существовало. Всё это породило уникальные песни. Вот одна из них – «В славном городе Воронеже»:



Украинские села Воронежской области

   Почти треть Воронежской области (Ольховатский, Россошанский, Кантемировский и некоторые другие районы) - место жительства украинских переселенцев. Безусловно, они считают себя русскими, несмотря на говор: в быту они общаются на своём особенном, русифицированном украинском языке.                                                          Кстати, переселившись, украинцы не заимствовали традиционных русских песен, в то время как русские с удовольствием перенимали украинские песенные традиции. А творчество этой местности отличается мелодичностью и простотой. Вот, например, песня из Богучарского района:
 

                                                                                                      

 Да, почти в каждом селе Воронежской области можно найти свою песенную традицию. И каждая интересна и красива. За одну встречу обо всех не рассказать. Именно поэтому цикл бесед рассчитан на несколько вечеров. Так что если 3 октября вас не было в Никитинской библиотеке, ещё есть возможность  услышать, какова по-настоящему воронежская песня.
                                              

Полина Суханова

7.10.2021