Кто живет на Липецкой земле
Липецкая область была образована в 1954 году из окраинных районов Рязанской, Воронежской, Курской и Орловской областей. Но это край с богатой историей. В нашем регионе проживают представители 128 национальностей.
Историческая справка
Самые древние поселения на территории Липецкой земли имеют возраст от 40 до 12 тысяч лет. Здесь проживали скифы и сарматы, о чем свидетельствуют древние захоронения в Задонском районе и под Липецком. В IV веке их место заняли акациры, кочевые племена, подчиненные гуннам.
После акациров наши земли стали заселять славяне. Первые славянские поселения относятся к IX-X векам. Только, кто коренные жители нынешней Липецкой области, неизвестно. Многие специалисты приходят к выводам, что условно липчане принадлежат к славянскому племени вятичей.
Первые города липецкого края — Елец и Данков — в XV-XVI веках служили форпостами для защиты южных рубежей Русского государства от набегов крымских татар и ногайцев и заселялись в основном казаками и однодворцами с севера Руси, которые жили отдельно от коренного населения и у которых сложилась своя отдельная культура, о чем можно судить по речи и одежде. Начиная с XVII века, когда граница сдвинулась к югу, большинство городов утратило оборонительное значение, и население начало активно перешиваться.
Большой народ
Вятичи – одно из племен восточных славян. В VIII-XIII веках они контролировали обширную территорию в пределах бассейна Верхней и Средней Оки. Сейчас это территории Тульской, Орловской, Рязанской, Калужской, Московской, Липецкой и Смоленской областей. Само слово «вятичи» восходит к имени родоначальника племени – Вятко (Вячеслав):
«Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко… А Вятко седе с родом своим по Оце (Оке), от него прозвашася вятичи»
Есть и другие версии:
- от индоевропейского «ven-t», что означает «мокрый»;
- от польского «вятр» - ветер, а главное божество вятичей – Стрибог;
- от праславянского «vęt» - «большой», то есть большие люди.
Как и прочие славяне, общество жило родоплеменным строем и элементами матриархата. У вятичей долгое время существовала выборность князей, привычки приглашать не было, может быть, поэтому липчане очень настороженно относятся к так называемым варягам, приглашенным чиновникам, и долго не принимают их. Для вятичей характерно народное (вечевое) самоуправление. Из всех славянских племен они дольше всего сохраняли независимость и потеряли ее только в XII веке.
Дольше всех они сохраняли и язычество. Правда, главным богом пантеона у вятичей был не Перун. Как у других племен, а Стрибог - творец всего сущего, всех меньших богов, людей и первых законов. Почитали вятичи бога солнца – Ярилу, весеннего бога Леля, а также Ладу – богиню-мать, Уда – духа-покровителя мужской силы, Купалу – бога летнего Солнца. Празднование Ивана-Купалы до сих пор широко распространенно в Липецкой области, новый расцвет этой традиции пришелся на советскую эпоху.
Пельмяни и сола тшак
Интересным древнейшим представителем пермской подгруппы, проживающей на территории Липецкой области, являются коми. Название народа происходит от реки Камы, на берегах которой они проживают уже сотни лет. По данным переписи 2010 года, в нашем крае 63 представителя финно-угорского народа.
Коми исторически расположились на холодных территориях леса севера России, что обусловило их основные занятия. Мужские – охота, деревообрабатывающее ремесло и замшеделее. И женские – гончарное искусство, для которого использовался ленточно-жгутовый способ, что придавало изделиям яркое этническое отличие. Помимо этого, девочки с ранних лет учились узорному ткачеству и вышивке орнаментальных мотивов, которыми украшались полотенца, скатерти, подолы, холщовые чулки и рукава.
Традиции коми не сильно отличаются от русских, но все же несколько расхождений имеется. Например, венчаться было принято зимой, когда нет работ в полях и много свободно времени на гулянья. Во время сватовства никто прямо не говорил о намерениях, заходили издалека, использовали метафоры. Отец невесты мастерил из дерева солонку в виде утки, которая была обязательной частью приданого. Она символизировала семейное счастье.
Территориальное расположение сказалось не только на роде занятий, но, естественно, и на кухне. Свою отличительную особенность в неё внесли мясо диких животных и рыба, которые особо часто использовались в приготовлении блюд. Именно от коми пришли к нам рецепты пельменей (пельняни) – в некоторых селах Липецкой области можно встретить такое произношение до сих пор, запечёного язя (пражитом чери), соленых грибов со сметаной (сола тшак) и многие другие.
Коми – одни из многих народов, демонстрирующих как тесно переплетается быт разных частей нашей страны, сливаясь в единые традиции.
Рязанский след
Липецкий, Лебедянский, Усманский районы раньше входили в состав Тамбовской губернии, а Данковский и Чаплыгинский – Рязанской. Длинная граница, торговые связи – все это оставило свой уникальный след в традициях и культуре современной Липецкой области.
В словарном запасе липчан, особенно пожилого возраста, еще остались такие слова, как «охолоумить», «анбурх», «бахилки». Это отпечаток того самого рязанского говора в липецком языке. Еще в начале XX века он составлял значительную часть повседневного обихода крестьянина.
Но где уж «наследила» рязанская культура, так это в национальных костюмах районов Липецкой области. Холщовая рубашка с кумачовыми вставками на рукавах, черная клетчатая понева (женская шерстяная юбка) с красной подолицей и такими же вставками, черный нагрудник-сарафанушка с широкой красной обшивкой, кика (праздничный головной убор) с красной «сорокой» и вышитым золотом очельем, белые пушки над ушами – таков был традиционный образ молодой крестьянки Данковского уезда.
Жительница Лебедянского уезда обычно носила еще и павлово-посадскую шаль светло-желтого цвета с изображением букетов из самых разных цветов и кисточками по всему периметру. Но цвета, текстуры, комплекты одежды и геометрические орнаменты практически идентичны рязанским. Рязанский след в культуре Липецкой области ощутим до сих пор: и в речи, и в народной одежде.