От деревенской кухни к ресторанным изыскам
Гастрономический фестиваль "Шаньгафест"- это пикник под открытым небом, где представлена кухня финно-угорских народов, традиционно проводящийся в угорском этнопарке в селе Ыб. О фестивале, набирающем популярность слушателям сыктывкарской Школы межэтнической журналистики рассказали начальник отдела Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Наталья Макарова и глава агентства по развитию туризма и продвижению Республики Коми Александр Терентьев.
Прародителем «Шаньгафеста» в не столь далеком 2014-ом году стал фестиваль под названием “Люди леса”. Из непринужденно развлекательного формата, который отличался небольшим масштабом и довольно локальной заинтересованность, спустя пару лет развился "Шаньгафест", перешедший на новую ступень внедрения в республиканскую экономику.
В 2017 году состоялось торжественное открытие фестиваля, тогда оно насчитывало около 3 тысяч посетителей. Поучаствовать в новом проекте приезжали люди из разных городов и республик. 2020 ковидный год оставил в планах все многолюдные встречи, зато 2021 встретил посетителей новой смелой концепцией фестиваля.
Главной изюминкой фестиваля стало ресторанное переосмысление национальной кухни. Блюда, которые прежде подавались в грубых горшках из печи, здесь аккуратно выложены по фарфоровым тарелкам и украшены россыпью местной зелени. Более пяти ресторанов приняли участие не только в популяризации исконной кухни, но и получили материальную поддержку для своего бизнеса. Молодые и амбициозные повара имели возможность встретить опытных мастеров ножа и лопатки. И разузнать у них тайны приготовления давно забытых блюд.
Только здесь посетители имели возможность попробовать крафтовый морковный сидр, выдержанный на знаменитой паренче (высушенной моркови), дрожжах и воде. Эффект он имеет не оглушительный, а скорее приближенный к современным градусным мерам, но слава коми национального алкоголя не в его крепости, а в уникальном вкусе, словно переносящем тебя прямиком в глухую тайгу.
Организаторы “Шаньгафеста” сделали упор на привлечение поколения зумеров, то есть тех, кто родился в 2000-ые годы. Несмотря на распространенное мнение, у молодого поколения есть запрос на аутентичный национальный колорит, есть страсть больше погружаться в историю своего края, и главное популяризировать культуру малой родины.
Карина Костина
Фото Минкульта РК
27.09.2021